О марке крутой иномарки

Комментарии:
Что символизируют эмблемы автомобильных компаний?
Нынешнее машинное половодье, пожалуй, сводит на нет усилия разработчиков автомобильных форм. Попробуй-ка с первого взгляда отличить, скажем, «Опель» от «Шевроле». Очертания кузова схожи, поэтому не всегда помогут определиться с маркой. Выход один - рассмотреть сияющую закорючку на капоте, багажнике или радиаторе. Она - чуть ли не самое ценное, что есть в машине. Это логотип, само олицетворение фирмы. И как плод всякого полета мысли, логотип имеет свою историю. В его идее заложен глубокий смысл, о котором владелец машины не всегда знает.

«Шевроле»:  и бабочка, и флаг
Луи Шевроле - знаменитый в свое время гонщик, который никогда не был собственником этой автомобильной компании. Швейцарец, сын часовщика Шевроле увлекся автомобилями в юности, когда семья переехала во Францию. Далее судьба забросила Луи в Канаду, в Америку, и там его дорога пересеклась с Уильямом Дюрантом - основателем «Дженерал Моторс». Магнат то ли заскучал среди своих заводов, то ли не мог остановиться на достигнутом (говорят, хотел перепрыгнуть успех Форда), но решил создать еще одну фирму. И в 1911 году был построен завод «Шевроле». Через три года элегантную галстук-бабочку, нынешнюю эмблему фирмы, поместили на новых моделях авто «Ройал Мейл» и «Бэби Гранд». При чем же тут бабочка? Существует две версии толкования логотипа. Якобы это рисунок с обоев парижской гостиницы, номер которой понравился то ли Шевроле, то ли Дюранту. Утверждают также, что это не что иное, как стилизованный крест с флага Швейцарии.

«Тойота»: сердце клиента уже у нас
Никто сейчас не скажет, что Тойота - родственник ткацкого станка, но что поделаешь, так оно и есть. Дело в том, что господин Киичиро Тоеда в 1935 году создал первый автомобиль в фирме своего отца, занимавшегося ткацким производством. Правда, за два года до этого в компании был открыт автомобильный департамент, где и корпел над конструкцией машины Киичиро.
Логотип Тойоты не сразу поддается разгадке. Японцы вложили в эмблему далеко идущую идею развития своего производства. Присмотримся. Меньший эллипс - сердце клиента. Ну разве кто-то из производителей изображал на своих логотипах клиентов? Кажется, нет, поэтому нам должно быть приятно. Следующий эллипс - это уже сердце предлагаемого товара. А самый большой овал, объединяющий, - это и есть идея развития технологии, больших возможностей и новых горизонтов.

«Мазда»: с вами Бог мудрости и крылья
Созданная в 1920 году компания называлась совсем не так, как сейчас. Имя основателя Дзудзиро Мацуды никак не фигурировало в названии. Но в 1934 году японцы увидели на улицах обновленный вариант машины с названием Мазда на первом логотипе. Теперь покровителем компании стал Бог мудрости Ахуро Мазда. Для фирмы это оказалось совсем не лишним, ведь это высшая зороастрийская сила, связующая человека с другими богами и с природой. Кроме того, в новом названии угадывалось и имя основателя, а разве это не справедливо? Через полвека снова осовременили имя фирмы - Mazda Motor Corporation. Очертания логотипа объединяют в себе тюльпан и крылья. По словам имиджмейкера Рея Ешимары, крылышки символизируют «творческий потенциал, суть мягкости и гибкости». Так ли это - судить, в первую очередь, водителям.

«Ауди»: название присвоено судом
Когда в 1899 году Август Хорьх набирал сотрудников в свою фирму, так им и названную - Horch, вряд ли кто-то мог предположить, что сам основатель покинет компанию. Случится это через десяток лет. Хорьх повздорил с коллегами и решил... нет, не уволить всех, а создать новую фирму. Там же, в небольшом городке Цвикау. Все бы ничего, только новая фирма была названа совершенно идентично первой - по фамилии хозяина. Доподлинно не известно, как дело о двух фирмах «Хорьх» попало в руки судей (по одной из версий это случилось в 1965-м), зато на их постановление сейчас может взглянуть каждый: оно красуется на автомобилях «Ауди».
Решение судей было мудрым: не изменяя смысл слова, изменить название фирмы. По-немецки «хорьх» означает «слышать». По латыни это слово звучит «ауди». Поздравляем с новым названием, и расходитесь - суд окончен!
Отдельная история «зашифрована» в графической части логотипа. Четыре переплетенных кольца свидетельствуют о вхождении «Ауди» в 1932 году в Автосоюз - концерн из четырех компаний.

«Рено»: бриллиантовый мой
Когда в 1898 году Луи Рено на заднем дворе родительского дома смастерил машину, вероятно, об эмблеме он не задумывался. Во всяком случае, первый логотип, совсем не похожий на нынешний, появился только через два года. В это время мастер начал принимать заказы на изготовление авто и вместе с братьями Фернаном и Маркелем основал компанию «Рено». В 1900-м логотипом стала стилизованная монограмма братьев. Через шесть лет эмблема изображалась как зубчатое колесо с профилем конструкции, ныне напоминающей карету, что ли... Но, конечно, это машина. Зато в 1919 году никто бы уже не сомневался, что нарисовано на новом логотипе, ведь это был... танк! Компания Renault так обозначила свое участие в Первой мировой войне. Развивалось производство, развивался и логотип. Он стал ромбовидным, и эта идея с 1925 года неизменна. А современное начертание логотипа в виде бриллианта, что символизирует качество, принято в 1992-м.

БМВ: все начиналось с пропеллера
Специализацией моторного завода Bayerische Motoren Werke, открытого в Мюнхене на базе двух компаний в 1916 году, были авиационные двигатели. Поэтому на первом логотипе предприятия (1917 г.) красовался пропеллер. Однако позже решили, что эмблема перегружена деталями, и в 1920 создали новую. Теперь от пропеллера остался круг, разделенный на четыре части - символы серебристой стали и голубого неба.
Завод начал производить моторы для мотоциклов и грузовиков. Потом из заводских ворот выехали и сами мотоциклы. Это произошло в 1923 году, а пять лет спустя можно было сесть в первый автомобиль BMW, украшенный бело-голубым логотипом. Но оказывается, что воспринимать эти цвета только как стилизованный пропеллер - значит не почувствовать всей мощи замысла, ведь белый и синий - цвета баварского флага и герба.

«Форд»: удачная визитка
Мистер Генри Форд, конечно, - великий предприниматель, но вот из-за производственных вопросов ему некогда было вплотную заняться эмблемой своего детища. И если бы не его помощник, Гарольд Уиллс, то кто знает, какой логотип был бы сегодня на лобном месте машины. А все дело в том, что Уиллс имел аппарат, на котором в молодости печатал... нет, не деньги, а визитные карточки. В 1903 году компания Ford Motor заявила о своем существовании, но где же отличительный знак фирмы - логотип? Помощник подошел к печатному аппарату и стал экспериментировать с надписью «Компания по производству автомобилей Форда»... Узнаваемый овал на логотип поместили в 1912 году. И лишь через полтора десятилетия в эмблему добавили синий цвет.

«Фольксваген»: поехал в народ!
Народный автомобиль - что тут добавить? Хотя благословил рождение массового авто главный нацист Адольф Гитлер. Именно он, ознакомившись с разработками конструкторского бюро Фердинанда Порше, в 1934 году распорядился выпустить его в народ. Пусть все ездят! Говорят даже, что название Volkswagen (VW) придумал тоже он. И знаете, легко поверить, если посмотреть на первый логотип «жука». В 1939 году вокруг VW увивалась фашистская свастика. Автором эмблемы стал Франц Раймсписс, который усовершенствовал двигатель для этой машины.

Платон Слобода, "Газета по-киевски"