Независимое тестирование: шаг вперед или в никуда?

Комментарии:
Однозначного ответа о целесообразности нововведений от николаевских учителей и выпускников я так и не услышала
У каждого есть в жизни переломный момент, который во многом определяет будущее. Таким днем для украинских выпускников-2008 стало 22 апреля. В этот день по всей стране прошло внешнее независимое оценивание учебных достижений выпускников школ по украинскому языку и литературе. И уже через десять дней ученики получат документ, показывающий, сколько же «стоят» их знания и каковы шансы поступить в выбранный вуз.
Итак, независимое тестирование состоялось, несмотря на многочисленные дискуссии и опасения учителей, выпускников, родителей. Нет, разговоры, скорее всего, не прекратятся. Но это уже будет постфактум - оценки качества проведения тестирования, уровня полученных результатов, учет ошибок и недоработок, рекомендации по улучшению и оптимизации процесса - работа над ошибками, если говорить на «школьном» языке. Но это все слова. А по-настоящему важны только факты. Введение независимого тестирования было продиктовано необходимостью преодолеть коррупцию в высшей школе. Ведь экзамены в виде тестов - это более прозрачная и справедливая форма оценки учебных достижений. К тому же, тестирование имеет прямое отношение к Болонскому процессу, то есть это шаг к евроинтеграции и  решению проблемы признания украинских дипломов за границей. Такие или подобные безусловные плюсы независимого тестирования пропагандировали и правительство, и Украинский центр оценивания качества образования, и зарубежные эксперты. Но, как и все благие начинания, без надлежащей подготовки и организации все так и может остаться на уровне проекта.
Именно об этом говорит замдекана одного из престижнейших факультетов НГУ имени В. Сухомлинского. Переходу на независимое тестирование должна была предшествовать значительная подготовительная работа, оценка зарубежного опыта. Еще одним минусом является отсутствие правдивой и полной информации о процессе проведения тестирования. Ученики запуганы многочисленными заявлениями о чрезмерной сложности тестовых заданий, о большом количестве ошибок и неточностей в вопросах. А это только способствует укреплению негативного отношения к нововведению в системе оценки знаний выпускников. Учителя и вовсе отказались комментировать ситуацию, сославшись на чрезмерную занятость: и наблюдателей обзвонить нужно, и ученикам еще раз инструктаж провести… В общем, отговаривались дольше, чем ответили бы на вопрос по сути.
В день тестирования, 22 апреля, возле НГУ (одно из мест проведения тестирования) было многолюдно, но на удивление тихо. Выпускники переговаривались, желали друг другу удачи и, естественно, «шары», на что, думаю, рассчитывали немногие. Выглядели сосредоточенными и серьезными. Наверное, понимали, что ни родных учителей, ни пересдач не будет - тут уж не до шуток. А вот после тестов охотно делились впечатлениями. Так, многие утверждали, что вопросы оказались проще, чем они ожидали, хотя некоторые задания не соответствовали школьной программе.
Порадовало наличие творческого задания, которое будут проверять «живые» учителя, а не бездушный компьютер. А вот организационным моментом многие остались недовольны. По мнению выпускников, было слишком много формальностей, которые отвлекали от заданий (проверки целостности пакетов с рабочими тетрадями и бланками, при выходе из аудитории даже время, которое ученик провел в уборной, тоже фиксируют, при сдаче тетради обязательно нужно расписываться и т.д.).
Не понравилась система заполнения бланков. Слишком много тонкостей, любая помарка считается ошибкой, потому что компьютер не все воспринимает. Но однозначного ответа на вопрос: «За тестирование вы или за традиционные экзамены?» ученики дать не могут. Кто-то говорит, что хотелось бы сдавать экзамены в родной школе устно - в общении легче понять суть вопроса, прийти к правильному ответу. А кому-то тесты кажутся конкретнее и справедливее. Но в то, что введение тестирования искоренит коррупцию в средней и высшей школах, верят немногие.
Тестирование по украинскому языку и литературе состоялось. Ученики ждут результатов и готовятся к следующим тестам, необходимым для поступления в вуз. Но вопросы и замечания остались. Кто их будет решать и будет ли вообще - вопрос времени. Очевидно одно - эволюция системы образования продолжается.

Анна ЯКИМЧУК, внештатный корреспондент