Рисуем мертвые души

Насколько сейчас школьные домашние задания соответствуют здравому смыслу
Некогда популярная «Песенка первоклассника» в исполнении Аллы Пугачевой становится пророческой. Помните? «То ли еще будет! То ли еще будет! Ой-ой-ой!». Как в воду глядела певица. Задавать стали еще больше, чем 30 лет назад. В этом на собственном опыте наверняка убедились многие родители, чада которых, позабыв о детских радостях, корпят над учебниками с утра до ночи.
В одной из специализированных школ дети, по словам родителей, прямо валятся с ног. В младших классах их загрузили таким количеством домашних заданий, что даже если вся семья подключается к процессу приготовления уроков, ребенок, измученный и уставший, все равно ложится спать не раньше 23 часов. На жалобы родителей администрация учебного заведения отреагировала в духе: «Если вам у нас не нравится, то отправляйте своих детей в другую школу». В гимназиях и лицеях сегодня действительно много задают, особенно почему-то в младших классах. А уже в пятом вдруг выясняется, что та навороченная программа, которую четыре года мучительно осваивала вся семья, уже не актуальна, и дети будут учиться дальше по самым обычным учебникам.
Педагоги, когда им предъявляют претензии, часто говорят, что дети просто ленятся и сверхсложных заданий им не задают. С одной стороны, они правы, потому что во все времена школьники не горели желанием садиться за уроки. Но, с другой стороны, домашние задания часто явно перегружены. Кроме этого, задания еще бывают попросту абсурдны, а значит, вынуждают детей прибегать к помощи взрослых. Насколько, к примеру, корректно детям младших классов давать задание нарисовать потерчат (так называют в украинской мифологии души детей, которые умерли некрещенными)? Вряд ли ребенок готов представлять себе, как выглядят души мертвых детей, а про «Лісову пісню» Леси Украинки он еще и не слышал...
Да, сегодняшняя ребятня подсела на компьютерные игры, прогулки по интернету.... Но это не значит, что нынешние дети больше прежних школьников отлынивают от занятий и хотят развлекаться. Еще в ХІХ веке известный педагог Ушинский писал: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».
«Сегодня в средней школе проходит 147 экспериментов»
Борис Терещук, и.о. начальника отделения содержания среднего образования Минобразования:
- 147 - это только на всеукраинском уровне, а есть еще эксперименты, которые проводятся в отдельных школах или регионах. Новые программы и учебники разрабатываются с привлечением психологов, специалистов по школьной физиологии и гигиене, поэтому нагрузка на ученика определяется в соответствии с его возрастными особенностями. Так, например, в первом классе предполагается 20 часов школьных занятий в неделю, а домашняя работа на первом году обучения вообще не предусмотрена. Во втором классе школьная нагрузка увеличивается до 22 часов в неделю, а на домашнее задание ученик должен тратить 45 минут в день. В случаях, если родители видят, что домашние задания по каким-то предметам явно не соответствуют ни уровню знаний, ни возможностям детей, они должны обращаться к администрации школы.
Что касается различных экспериментов, то начинать их могут в классе или в школе только после того, как все условия их проведения были объяснены и согласованы с родителями.

Ярослав КЛИМЕНКО, журналист