Когда мороженая картошка

Комментарии:
Областное управление по делам защиты прав потребителей наказало нерадивых продавцов на 300 тысяч гривен, но советует николаевцам смотреть в магазине в оба
Какие права имеют сегодня потребители? На что нужно обращать внимание, выбирая товар? С этими вопросами журналистка Людмила Савкова обратилась к заместителю начальника Николаевского областного управления по делам защиты прав потребителей Ирине ЦЫГАН.
- Ирина Николаевна, в каком случае покупатель вправе поменять, например, бытовую технику?
- Качественная бытовая техника может быть заменена магазином, если после приобретения потребитель выяснил, что она не подходит ему либо по цвету, либо по габаритам, либо по каким-то другим причинам. Важно, чтобы техникой не пользовались и была сохранена целостность упаковки. В таком случае покупатель имеет право в течение 14 дней поменять покупку на другую или же потребовать возврата денег. Если же товар некачественный, потребитель имеет право только на ремонт. Или же требовать уменьшения цены ремонта. А если в товаре будет установлен существенный недостаток, и это подтвердит экспертиза, а планируемый ремонт будет долгим - в таком случае потребитель имеет право требовать возврата денег. Но это сложная процедура.
- На что сегодня жалуются николаецы?
- В управлении телефон звонит беспрерывно. Люди в растерянности. В «Сити-центре», не проработав и года в городе Николаеве, закрылся магазин бытовой техники. А ведь у многих покупателей еще не закончилась «гарантийка». И что делать, если в приобретенном товаре обнаружится дефект? Пока управление помочь не может - мы разыскиваем представителей магазина.
Как и в минувшем году, много нареканий на работу жилищно-коммунальной сферы. Только в январе на эту службу поступило два десятка жалоб. В прошлом году их было более 170.
- А много было заявлений от николаевцев по поводу отключения газа, электроэнергии?
- Да, и большинство - это спорные вопросы. Например, облэнерго штрафует на огромные суммы потребителей, если контролеры обнаруживают безучетное использование электроэнергии. Как следствие - отключают свет. Наше управление против такой позиции. Ведь во многих случаях ситуации спорные, и их следовало бы решать в суде. Например, сейчас рассматривают дело одного пенсионера, который пять лет назад купил полдома. Живет один. И вот, при очередной проверке, контролеры обнаружили на крыше розетку. Не учитывая того, что дом «на два хозяина», энергетики выписали пенсионеру штраф - 5 тысяч гривен за безучетное использование электроэнергии. И доказать невиновность пенсионеру очень сложно.
- А вот такая ситуация, соседка купила в супермаркете картофель, он оказался мороженым. Что делать в таких случаях?
- Если вы поняли, что купили испорченный товар, то спорный вопрос следует решить на месте. Покупатель вправе обратиться к продавцу или администратору магазина. Главное, иметь чек. Если вам не пошли навстречу, то, обращайтесь с жалобой в управление. Надо принести для экспертизы образец купленных мороженых овощей. Но, помните, в этом случае важна оперативность.
- Ирина Николаевна, нарушений, которые фиксирует управление, стало меньше?
- Увы, нет. В прошлом году специалисты управления по делам защиты прав потребителей Николаевской области проверили субъекты торговли, ресторанного бизнеса и услуг. На 1167 предприятиях выявлены более трех тысяч различных нарушений.
В 866 случаях были нарушены правила торговли, в 1176 - отсутствовали сопроводительные документы. Мы проверили товаров и услуг почти на 30 тысяч гривен, и половину из них пришлось забраковать и снять с реализации. Количество нарушений по сравнению с 2006 годом выросло в два раза. По результатам проверок к административной ответственности привлечены 1067 лиц, на которых наложены административные взыскания более чем на 1120 тысяч гривен. К предприятиям также применены экономические санкции на 287,4 тысячи гривен.
- Ирина Николаевна, что вы посоветуете потребителям, чтобы избежать лишней траты денег и нервов?
- В магазинах обязательно обращайте внимание на маркировку приглянувшегося товара, смотрите сроки годности, консультируйтесь с продавцами. Если речь идет о сложной бытовой технике, внимательно изучите инструкцию и паспорт. Еще одна сложная тема: покупка в кредит. Потребитель имеет право знать условия кредитования, как вернуть товар, как при необходимости приостановить выплату кредита. Эти важные детали нужно выяснять до покупки.