Газом по украинцам

Комментарии:
Коммуналка подорожает из-за местных или столичных чиновников?
Наконец-то стало точно известно, сколько будет стоить Украине импортный газ в следующем году. Названная российским «Газпромом» сумма в $179,5/тыс. куб., вместо прошлогодних $130/тыс. куб., вызывает опасения у многих простых украинцев: неужели тарифы опять резко увеличатся? Однако на этот болезненный для населения вопрос никто ответить не может. По простой причине - уровень тарифов в стране определяется зачастую с потолка. Или искусственно сдерживается Кабмином и Радой, а потом происходит резкий скачок. «Газета...» постаралась разобраться в ситуации.
Сколько газа нам надо, и на что его расходуем
Так сколько мы потребляем газа? Как сообщили в пресс-службе НАК «Нафтогаз», необходимо различать дорогой импортный газ и дешевое топливо украинской добычи. Отечественный газ собственной добычи (18-19 млрд. кубов) используется для нужд населения. Это и мини-котельные в частных домах, и бытовой газ в городских квартирах. Поскольку пока никакой информации о подорожании украинского газа нет, то, по логике, новых расценок ожидать не стоит.
Своего газа Украине катастрофически не хватает, поэтому около 44-45 млрд. кубов среднеазиатского топлива приходится докупать у компании «РосУкрЭнерго». То бишь - российского «Газпрома». Из закупаемых объемов 31-32 млрд. куб. идут на потребности промышленности, а 11-13 млрд. куб. - на нужды населения.
Эксперты считают, что повышение цены крупный бизнес выдержит. А вот с обеспечением населения отоплением и горячей водой ситуация несколько иная. НАК «Нафтогаз» поставляет закупленный газ областным и городским предприятиям коммунальной теплоэнергетики (ТЭК). Причем - по заниженным ценам. Как сообщили в пресс-службе «Газ Украины», существует постановление Кабмина от 29 апреля 2006 года, устанавливающее граничную цену на поставки импортного газа для предприятий ТЭК - 686 грн. И без санкции Кабмина увеличить цену они не имеют права.
Эти непрозрачные коммунальные тарифы
Возникает вопрос: если есть установленная цена на газ для населения, то почему же может подорожать коммуналка?
Причин может быть несколько.
Во-первых, Кабмин, под давлением «Нафтогаза» или минтопэнерго, разрешит увеличить стоимость газа для коммунальщиков. Как сообщили в пресс-службе НАК, компания уже сейчас, при стоимости газа в $130, теряет на каждой тысяче кубометров около 300 гривен, продавая газ дешевле. Ведь $130 - это только условная цена газа на границе. Плюс еще накрутка от «УкрГаз-Энерго». Если же добавить НДС, транспортировку и прочее, то госкомпании «Нафтогаз» топливо обходится в 900-1000 грн./ тыс. куб. А государство, которое обещало покрывать разницу между реальной стоимость и ценой для коммунальщиков, денег до сих пор так и не дало.
По мнению энергетического эксперта Центра Разумкова Владимира Омельченко, если подходить со стороны объективных экономических расчетов, то стоимостью газа для коммунальных предприятий должна подняться на 30-40 процентов. И, соответственным образом, должны увеличиться тарифы. Хотя, по словам Омельченко, в Украине нет никакой прямой зависимости между ценой импортного газа и тарифами. В отличие от европейских стран.
К тому же  захотят выловить рыбку в мутной «газовой воде» местные власти. Ведь, согласно законодательству, именно горсоветы определяют уровень тарифов. И они уже неоднократно вновь плакались, что зимнее повышение минимально компенсировало затраты. Могут приложить свою руку к подорожанию предприятия ТКЭ, которые будут жаловаться на свои миллионные долги за поставленный газ. И это при том, что население платит за услуги практически на 100%.
По мнению экономического эксперта Центра Разумкова Константина Кузнецова, местная власть считает тарифы совершенно непрозрачно, не выполняя рекомендации Кабмина. А само правительство, со своей стороны, точно так же спустя рукава контролирует процесс подсчета. По мнению Кузнецова, в некоторых областях тарифы должны не вырасти, а наоборот - снизиться.
В любом случае, пересматривать тарифы власти будут, начиная со следующего года. А как уже это будут делать - зависит от компетентности правительства. Хотя радужных надежд и мало.

Дмитрий КОРНЕЙЧУК, журналист