Виктор Янукович: Инфляция как вызов украинским политикам

Комментарии:
Рост цен в последние месяцы заставляет оценить эту проблему во всей ее сложности. Уровень инфляции превысил прогнозы, которые строились в начале года. Но в начале года в своих прогнозах мы не учитывали той дестабилизации внутренней политической ситуации в стране, которую спровоцировали популисты и политики от оппозиции. В связи с этим прогноз оказался неточным. Так же, как и прогноз многих международных организаций вместе с Международным валютным фондом.
Но мы видим, что цены на продукты питания выросли практически во всем мире. В Германии, экономика которой сейчас развивается достаточно успешно, цены на хлеб и молоко пошли резко вверх, то же происходит во Франции. В соответствии с прогнозами аналитиков, дальнейший рост инфляции и резкое снижение покупательской способности могут привести к снижению темпов экономического роста во всех странах ЕС.
Как и в Украине, главной причиной инфляции у наших западных соседей стало повышение цен на продукты питания, что, в свою очередь, является следствием засухи (а в Украине - плюс политический кризис), а также рост цены на энергоносители и изменения в политике субсидирования производителей. Так, например, если несколько месяцев назад цена за тонну продовольственной пшеницы составляла 110 долларов, то сегодня она выражается цифрой 350 долларов.
То, что правительство ограничило экспорт зерна, дало желаемый эффект, но - недостаточный. Следует принимать во внимание и высокую энергозатратность украинской экономики, и рост заработной платы и пенсий, и другие негативные факторы, наибольший вес из которых имеет нестабильность, к которой привели внеочередные выборы, о чем мы предупреждали еще весной этого года, пытаясь обратить внимание на опасность  влияния политической нестабильности на экономические процессы.
Другое дело, что часть расходов на питание в доходах рядового гражданина высокоразвитых государств не является такой высокой, как в Украине, и это следует признать.
К сожалению, антикризисных и антиинфляционных мероприятий, которые правительство проводило, начиная с 2006 года, было недостаточно, чтобы нивелировать негативное влияние дестабилизации, связанной с выборами. Теперь нужно выходить из ситуации. Мы должны, в первую очередь, осознавать, что мир объективно входит в эпоху дорогих энергоносителей, а также дорогого и дефицитного продовольствия. Уже в ближайшие годы продовольственная безопасность станет для мира такой же острой и актуальной проблемой, как в настоящее время - энергетическая.
Однако за этими объективными факторами просматриваются и некоторые сугубо украинские тенденции. Украинской спецификой инфляции является и неэффективность исполнительной вертикали - своеобразный дуализм власти. Имею в виду конфликт полномочий как на национальном, так и на региональном уровне. Более того, оказалось, что органы местной власти и местные администрации некомпетентны относительно своих функций и прямых обязанностей. Рост цен носит неравномерный, часто экономически необоснованный характер. Нечего удивляться, что разница в ценах между регионами по одному виду продукции составляет 1,5-2 раза. Да, к сожалению, мы платим очень высокую цену за несбалансированность системы государственного управления.
Одной из глубинных причин роста инфляции стала незавершенность и промедление с продолжением реформ в Украине. Частичные реформы лишь усиливают хронические болезни украинской экономики. Мы остаемся заложниками высокого уровня энергопотребления предприятий и коммунального сектора. Нерешенные социально-экономические неурядицы уже стали системными. Помноженные на «буксующие» реформы, они дают ощутимый кумулятивный эффект. В частности - высокий уровень инфляции.
Для того, чтобы не дать возможности развиваться этим негативным процессам, правительство определило для себя ключевые приоритеты.
Во-первых, мы будем использовать весь арсенал мероприятий с целью недопущения подрыва темпов экономического роста под давлением инфляционных факторов. Поэтапный план действий даст нам возможность сначала загнать инфляцию в так называемый «коридор безопасности», а затем устранить экономические диспропорции и немонетарные факторы инфляции.
Во-вторых, мы надеемся, что нам удастся оптимизировать характер и структуру государственных расходов, не отказываясь при этом от государственных обязательств по защите социально уязвимых слоев населения. Мы не допустим, чтобы инфляционный груз лег на плечи лишь наиболее малообеспеченных граждан, на представителей малого и среднего бизнеса.
В-третьих, учитывая обострение продовольственной безопасности в мире, мы готовим превентивные действия. Несмотря на то, что Украина имеет сравнительно высокий запас прочности и уровень самообеспечения населения продовольствием, мы сделаем переоценку нашей политики обеспечения продовольственной и энергетической безопасности.
Первоочередные шаги, направленные на обеспечение ценовой стабильности, правительство уже предприняло. В частности, состоялся ряд переговоров с субъектами рынка, которые определяют ценовую стабильность на зерновом, продовольственном, бензиновом рынках Украины.
Проработан и внедряется ряд мероприятий, призванных обеспечить контроль цен с использованием рыночных методов. Речь идет о товарных интервенциях и снижении импортных и повышении экспортных тарифов на отдельные группы продовольственных товаров и сырье.
 Безусловно, необходима консолидированная позиция правительства и НБУ в части финансовой, денежно-кредитной и ценовой политики на следующий год. С нашей точки зрения, именно сбалансированная финансовая и денежно-кредитная политика призвана если не полностью укротить, то, по крайней мере, установить социально и экономически приемлемый коридор для инфляции.
Рассматриваются вопросы относительно возможности коррекции экспортной модели и усовершенствования внешнеэкономической модели Украины. Мы стремимся оградить национальную экономику от импорта инфляции и экономической нестабильности, которую могут порождать международные финансовые, энергетические и товарные рынки.
Правительство начинает системный пересмотр и уточнение экономических и финансовых расчетов и прогнозов, которые используются при подготовке бюджета на 2008 год.
Разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на консолидацию и наращивание государственных резервов. Происходит пересмотр методов работы Аграрного фонда, источников и возможностей наращивания энергетических резервов Украины. Украина должна пересмотреть государственные приоритеты относительно развития АПК с учетом потребности обеспечения продовольственной безопасности и самодостаточности. Например, на сегодня региональные запасы зерна обеспечивают трехмесячную потребность. Активизирована закупка зерна в Государственные продовольственный и материальный резервы. Для полноценного использования сельскохозяйственного потенциала необходимо систематизировать управление зерновым рынком. У нас есть план антиинфляционных мероприятий, предусматривающий также совершенствование нормативно-правового поля в вопросе установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
И все же, оценивая  причины инфляции, следует сказать, что значительное количество экономических проблем порождает политические риски. Вместо решения острых и системных экономических проблем, политики занимаются политиканством. Постоянные избирательные гонки и политические конфликты оказывают влияние не только на рядовых граждан, но и на предпринимателей, учитывающих политические риски во время ценообразования и планирования своей экономической деятельности.
«Сегодня все чаще говорят о стабильности. Я, по-видимому, оправданно побаиваюсь, что эта тема еще долго будет оставаться в повестке дня, по меньшей мере, до той поры, пока мы будем применять это понятие лишь к нашей экономике и валюте, уделяя, однако, мало внимания моральной стабильности как средству общего взаимопонимания высшего порядка». Это слова из речи известного немецкого государственного деятеля Людвига Эрхарда, которую он произнес на открытии сессии Бундестага в декабре 1976 года.
Экстраполируя эту мысль на украинскую реальность, следует отметить, что, возможно, именно от «моральной стабильности» сегодня зависит то, насколько нам удастся совладать с опасными процессами, о которых шла речь выше.
Я неоднократно говорил, что политику, в принципе, нельзя строить на подчеркнутом неприятии своих политических оппонентов, на провокации настроений, склоняющих народ к мысли, что причина всех существующих проблем - в беспомощности действующей власти. Что вот, как говорится, сменим власть - и все проблемы исчезнут сами: цены снизятся, а зарплаты и пенсии вырастут.
Ничего этого, конечно, не случится, если строить политику на краткосрочных узкопартийных интересах, не пытаясь мобилизовать на борьбу с опасными процессами в экономике весь национальный потенциал, включая потенциал политических соперников.
Взглянем на страны Европейского Союза, на Россию. Невзирая на то, что там также имеет место политическая борьба, она никогда не переходит границу, за которой политическое соперничество может негативно повлиять на экономическую безопасность.
У нас - это стало нормой. Однако нужно понимать, что кто бы ни пришел к власти завтра, он не сможет самостоятельно справиться с вызовами, порожденными сложной ситуацией в мировой экономике. Следует помнить, что ответственность в политике означает, в первую очередь, ответственность перед народом за то, что ты сделал для объединения усилий перед лицом серьезной угрозы, а не для получения власти любой ценой.
Критика власти, даже если она строится на политической конъюнктуре, не должна вестись по принципу «назло кондуктору пойду пешком». Тот же Людвиг Эрхард говорил, что нельзя простуду лечить самоубийством.
Между тем, в нашей политике «суицидные» настроения являются очевидными. Вместо того, чтобы думать над тем, как совместными усилиями поставить заслон инфляции, мы видим, как кое-кто из политиков использует эту проблему для борьбы против своих политических соперников. И то, что завтра они вынуждены будут объяснять своим соотечественникам, что рост цен - явление мировое, а не сугубо украинское - их не останавливает.
Я думаю, что если бы нынешние негативные процессы в мировой экономике не совпали по времени с так называемым «политическим кризисом», украинские граждане не так болезненно почувствовали бы инфляционные процессы.
Поэтому, вместо политики поиска виноватых нужно консолидировать усилия исполнительной вертикали, Верховной Рады, Президента и правительства в деле преодоления инфляционных угроз. Снижение политических рисков может стать вкладом украинских политиков в преодоление инфляционных ожиданий и обеспечение экономической стабильности.
Сейчас наши оппоненты, которые в действительности устроили эту ценовую нестабильность, пытаются сделать «крайним» правительство - мол, на нем лежит вся ответственность за подорожание. Однако самые завзятые критики часто оперируют не фактами и экономическими расчетами. К сожалению, ими руководит лишь желание любым путем взять власть, а не осознание того, что вывести Украину на путь устойчивого экономического развития можно лишь совместными усилиями.
Поэтому, определяя наличие проблемы инфляции, призываю сограждан понимать, где - настоящие причины инфляции, а где - политические спекуляции. Ведь именно от этого зависит то, насколько быстро и эффективно мы вместе справимся с проблемами, с которыми сталкивается сегодня экономика государства и каждая украинская семья.
Виктор ЯНУКОВИЧ, премьер-министр Украины