Южно-Украинская АЭС - без закрытых тем

Комментарии:
Снизить вероятность и минимизировать последствия аварии
Продолжаем печатать ответы специалистов ЮУАЭС на вопросы представителей общественности, касающиеся работы энергокомплекса. Тема сегодняшней публикации как сложна, так и небезразлична каждому человеку - возможность аварии на АЭС.
Вопрос (из письма представителей экологической общественности города Вознесенска и Вознесенского района):
- При строительстве крупных промышленных объектов обычно проводится расчет на максимальную проектную аварию. В данном случае, какими последствиями для населения и окружающей среды грозит проектная авария на ЮУ АЭС?

Отвечает начальник отдела вероятностных оценок ОП ЮУАЭС
Андрей Проходцев:

- Расчеты радиологических последствий - обязательная составляющая при выполнении проектных работ по строительству АЭС. Следует заметить, что нормативные документы в этой области все время ужесточаются, поэтому вдобавок к тем расчетам, которые проводились в период проектирования и сооружения южноукраинских энергоблоков, сейчас выполнено большое количество дополнительных анализов.
Оценка радиологических последствий проектных аварий, связанных с наиболее значительными выбросами радиоактивных материалов за пределы станции, выполняется при помощи ряда специальных анализов, главная цель которых - определить соответствие полученных расчетных значений требованиям, установленным государственными нормативными документами.
Далее - коротко о самих расчетах. В перечень так называемых аварий-представителей включена максимальная проектная авария (течь трубопровода первого контура максимального диаметра). В этом же списке - течь большого диаметра из первого во второй контур АЭС (разуплотнение крышки коллектора парогенератора). В ходе анализа в качестве исходных данных были приняты самые неблагоприятные погодные условия, способствующие наибольшему распространению радиационного выброса. Учтено также возможное воздействие на щитовидную железу ребенка. Детский организм для такого рода исследований выбран не случайно.
В процессе роста в нем происходит интенсивное деление клеток, а, следовательно, возможно и наибольшее негативное влияние радиации на щитовидную железу.
Согласно расчетам, даже при наиболее неблагоприятных погодных условиях максимальная доза за счет внешнего облучения (доза от почвы + доза от облака) за пределами санитарно-защитной зоны составит менее 0,092 Зв (9,2 Бэр), а показатель влияния на щитовидную железу ребенка не превысит 0,295 Зв (29,5 Бэр).
Хочу подчеркнуть, что максимально допустимая индивидуальная годовая доза составляет 50 Бэр (0,5 Зиверта).
Стоит также сказать о методике определения полученных расчетных доз. Вычисления проводились с учетом консервативных (наиболее жестких, наихудших) условий как для источника выброса, так и для параметров распространения в атмосфере. Таким образом, оценивалась максимально возможная величина выброса в окружающую среду.
В свое время министерство энергетики США предоставило для ОП ЮУ АЭС расчетный код улучшенной оценки (MELCOR). Главное его преимущество в том, что он позволяет более подробно моделировать процессы осаждения и перемещения радионуклидов в реакторной установке и гермообъеме. Показательно, что расчеты, полученные с помощью американского кода, дают значительно меньшие значения. Это подтверждает, что данные, полученные расчетным путем, выше, чем реально возможные при проектной аварии (см. таблицу).
И, наконец, о самой вероятности радиационной аварии. По расчетам специалистов, частота повреждения активной зоны реактора составляет 1,5 случая на 10000 лет. Повторюсь, что за годы существования отечественной атомной энергетики требования к надежности и безопасности ядерных энергоблоков возросли в несколько раз. Еще один фактор: используемый на украинских АЭС тип реакторов ВВЭР более устойчив к неблагоприятным событиям, чем, например, чернобыльский реактор РБМК. И самое важное - после того, как произошла авария на ЧАЭС, на атомных блоках выполнено огромное количество усовершенствований, это в несколько раз снизило возможный риск. Что касается исследований, проводимых отделом вероятностных оценок ОП ЮУ АЭС, то они как раз и направлены на минимизацию возможных рисков от возникновения неблагоприятных событий. Одно из направлений нашей деятельности - выполнение расчетов, позволяющих найти способы снижения вероятности самой аварии и минимизировать ее последствия, если таковая все же произойдет.
(Печатается с продолжением. Начало в №107).

Группа по связям со СМИ и общественностью Южно-Украинской АЭС