Евробензин будет. А европодорожание?

Комментарии:
Минтопэнерго обещает с 2008 года ввести новый стандарт на производимый в стране бензин. Только вот вопрос: а не подорожает ли топливо?
Министр топлива Юрий Бойко пообещал, что уже через год в Украине все нефтепродукты должны будут соответствовать стандарту «Евро-3». Таким образом министерство планирует улучшить экологическую обстановку в стране, а также добиться поступления в госбюджет дополнительных $320-350 млн. в год. Невыясненным остался самый главный вопрос - означает ли это, что весь остальной бензин «запретят» и не подорожает ли топливо?
На самом деле, «Евро-3» - не диковинка для Украины. Стандарт, введенный в Европе два года назад, уже потихоньку внедряется на отечественном рынке. На украинских заправках есть два типа бензина А-95: простой и А-95 «премиум» (импортируемый). Вот этот «премиум» и отвечает стандарту «Евро-3».
По словам работников заправок, примерно 15 процентов продаваемого бензина - именно «премиум». Главные его покупатели - владельцы автомобилей нового поколения, которые щадят свое авто «смолоду» и предпочитают ездить на самом качественном бензине. Считается, что он не так «убивает» двигатель и лучше сгорает.
- Впервые попробовал «евробензин» во время одного из многочисленных топливных кризисов, - говорит таксист Андрей (марка машины - «Шевроле Авео»). - Тогда в Украине были перебои с продукцией наших нефтеперерабатывающих заводов и к нам завезли топливо из Прибалтики. Так мне показалось, что я сел за руль чужой машины - она просто «летела», стоило нажать на газ.
Модернизация заводов займет 3-4 года
Несмотря на популярность «премиума», массового перехода на «Евро-3» не ожидали так скоро. Эксперты, опрошенные «Газетой...», расходятся во мнениях относительно реальных сроков перехода на «Евро-3» и стоимости этого перехода для украинских НПЗ.
- Пока быстрее всех модернизировать мощности для перехода на стандарт «Евро-3» может Лисичанский НПЗ, ему понадобится месяц-два, - считает эксперт Центра Разумкова Владимир Сапрыкин. - Но для того, чтобы перевести все украинские заводы на этот стандарт, нужно утвердить госпрограмму, что Кабмин должен был сделать еще 5-10 лет назад. Кроме того, должно быть финансирование под эту программу, а это минимум $5 млрд для всех украинских НПЗ. Каждому заводу нужны будут различные суммы и сроки на такой переход - в масштабах страны это займет 3-4 года, не меньше.
Одесский НПЗ уже начал модернизацию производства. Кременчугскому НПЗ понадобится до двух лет - пока что этот завод выпускает только дизтопливо стандарта «Евро-3» и «Евро-4». А вот для двух западноукраинских НПЗ модернизация под новое производство может оказаться непосильной, и они просто закроются.
Под шумок подорожает все
По мнению экспертов, «евротопливо» отечественного производства будет стоить дороже обычного А-95, но точных прогнозов пока не дают. Пока что все «не для записи» предполагают, что «под шумок» цена всех типов бензина подскочит минимум на 10 процентов, а то и больше. Зато радует, что другие типы бензина не запретят.
- Это невозможно, - говорит эксперт, который предпочел остаться анонимным. - Такую модернизацию провести невозможно, и часть мощностей НПЗ и дальше будет производить привычные А-76, А-95 и А-98. Да и зачем «Жигулям» и «Запорожцам» евростандарт, они и на «семьдесят шестом» прекрасно ездят.
Вместе с тем, минэкономики уже видит выгоду перехода на новый стандарт. По оценкам чиновников, введение «Евро-3» увеличит ежегодные поступления в государственный бюджет на
$320-350 млн. Считается, что это произойдет благодаря росту транзитного автомобильного потока и объема экспорта нефтепродуктов из Украины.
Евробензин экологичнее и щадит двигатели
- По сути, стандарт «Евро-3» - это требование к выбросам и отработанным газам автомобиля, то есть, к устройствам по обезвреживанию газов, а также требования к качеству топлива. В топливе, соответствующем стандарту «Евро», должно содержаться меньше серы и примесей, - рассказал директор испытательного центра топливо-смазочных материалов Николай Худолий. - При переходе на стандарт «Евро-3» содержание серы и бензола (токсичный элемент, являющийся сильным растворителем) в бензине и дизтопливе снизится в пять раз, свинца и смол - в два с половиной раза.
Стандарты «Евро-3» и «Евро-4» утверждены в 1999 и 2005 годах. Все стандарты «Евро» рассчитаны на более долговечную службу двигателя и его частей, отвечающих за очистку выхлопных газов. В результате это дает улучшение экологических показателей работы двигателя - за этими показателями, кстати, очень тщательно следят в Западной Европе.
Госпотребстандарт пока в стороне
По словам Бойко, приказ Госпотребстандарта о том, что с сентября 2008 года автомобильное топливо должно соответствовать экологическому стандарту «Евро-3», должен был появиться уже 20 сентября. Но в пресс-службе Госпотребстандарта не смогли подтвердить эту информацию, поскольку «этот специалист сейчас в отпуске».
«Перейдут не все сразу»
Владимир САПРЫКИН, директор энергетических программ Центра Разумкова:
- Не думаю, что заявление министра означает, что все автомобилисты должны будут перейти на бензин нового стандарта. Фактически переход на «Евро-3» будет означать появление еще одной маркировки бензина на заправках. Цена такого бензина может существенно отличаться от нынешней - на 10 процентов или больше. Кроме того, для контроля такого стандарта нужна закупка нового контрольного оборудования и больше контрольных мероприятий.
Сергей КУЮН, исполнительный директор консалтинговой фирмы UPECO:
- Год для перехода на стандарт - вполне реальный срок. Для меня как автолюбителя - это позитив, бензин станет качественнее, и не нужно будет колесить по городу, выискивая заправки с качественным бензином. Но Госпотребстандарту нужно будет проводить проверки постоянно, а не по жалобам, как сейчас. А для этого надо закупить дорогостоящее оборудование.

Андрей ПРОКОПЧУК, журналист