Парашют над Спасским урочищем

Комментарии:
Николаевские спортивные хроники XIX века
В дореволюционном Николаеве цирк часто был местом, где горожане могли знакомиться с теми или иными видами спорта. Акробатика, борьба, гимнастика, верховая езда вызывали восторг у николаевцев.
28 июня 1894 года газета «Южанин» писала о канатоходце Лещенко, чье выступление собрало на городской площади массу зрителей. Лещенко предложил, чтобы кто-нибудь из собравшихся принял участие в его номере, сев ему на плечи. Но таких смельчаков не нашлось. Тогда Лещенко стал ходить по канату с куклой в рост человека.
Демонстрация таких трюков нередко несла угрозу жизни. Особенно опасными были прыжки с парашютом, которые совершал в Николаеве пионер парашютного спорта Юзеф Древницкий. 9 апреля 1895 года Древницкий взлетел над николаевским бульваром на воздушном шаре. Шар набрал большую высоту, и Древницкий уже собирался прыгать с парашютом, но что-то заело, и аэронавт не смог отделиться от воздушного корабля. Публика заволновалась. Между тем, шар начал опускаться. Прикованный к нему воздухоплаватель мог погибнуть. Но, к счастью, шар зацепился за деревья Спасского урочища. Древницкий был спасен.
Юзеф Маврикиевич Древницкий - сын богатых родителей, живших в Варшаве, получивший хорошее образование, в 1891 году он увлекся парашютизмом и увлек им своего брата Станислава. Юзефа Древницкого не останавливали ни аварии, ни увечья. Даже после гибели брата в 1895 году он не бросил своего дела.
23 июля 1910 года Юзеф Древницкий совершил показательный прыжок в Петербурге. На площадке в Крестовском саду разложили оболочку большого монгольфьера. Внизу, под корзиной, подвесили в полураскрытом виде парашют.
По команде Юзефа шар отпустили, и он быстро взмыл вверх. Тут Древницкий отделился от корзины, парашют раскрылся и аэронавт опустился на землю.
Древницкий с 1891 по 1914 год совершил свыше 400 прыжков с парашютом. Он страстно пропагандировал роль парашюта в деле завоевания воздушной стихии. После гибели авиатора Льва Мациевича Древницкий сказал корреспонденту:
«С 1892 года я безуспешно боролся с косностью лиц, стоявших у нас во главе официального воздухоплавания, смотрящих на спуск с парашютом как на акробатическое упражнение. Они никак не могли уразуметь, что даже при полном завоевании человеческим гением воздушной стихии необходимо будет иметь спасательный прибор, который мог бы сыграть подобную же роль, какую играют пробковые пояса на кораблях. Таким спасательным прибором на воздушных кораблях может быть и будет только парашют».

Вячеслав ЧУНИХИН, краевед