Развод к октябрю

Комментарии:
Прожив вместе 25 лет, распалась некогда крепкая семейная пара
Исстари октябрь считался свадебщиком. Люди верят, что это время удач и любви. Именно в октябре многие стараются оформить брак. Среди роскошных свадебных нарядов ходят трое: молодая красивая пара и симпатичная девушка лет восемнадцати. Ей и выбирают свадебное платье. Старшая советует примерить наряд цвета топленого молока, но девушке оно не нравится.
Молодая женщина вздыхает:
- А я бы выбрала это...
Потом обращается к мужу:
- Слушай, а давай разведемся!
Молодой мужчина удивленно смотрит на нее.
- А потом снова поженимся, и я надену это платье... Смотри, какая прелесть...
Муж посмотрел на жену и промолвил голосом совсем не шутливым:
- Я на твоем месте не был бы таким самоуверенным!
Я стала невольным свидетелем этого диалога, а через день в междугороднем переговорном пункте услышала другой разговор, тоже по поводу развода. В кабинке разговаривала женщина лет 40. А в зале же все слышно:
- Я не могу приехать. Мы оформляем развод... Мама, ну чего ты плачешь? Так нужно. Приеду, расскажу. Да никуда он не денется! Подумаешь, снова распишемся...
Эти разговоры натолкнули меня на размышления и воспоминания. За долгие годы работы в загсе мне многое пришлось узнать о семейной жизни земляков: и о радостном, и, конечно же, о печальном. Мне известны примеры из жизни многих супругов, которые по каким-то причинам оформляли фиктивный развод. То ли чтобы сохранить имущество, то ли нужно было прописаться. Да мало ли зачем… Планировали, что потом они снова зарегистрируют свой брак и заживут счастливо. Но не все семьи затем восстанавливались. Мудрые люди говорят: не следует искушать судьбу.
Однажды я вынуждена была остаться в областном центре и поехала ночевать к золовке, не предупредив ее. Она задерживалась. Меня приютила Лена, ее соседка. С ней и ее мужем Николаем мы были знакомы. Милые люди, хорошие соседи. Золовка дружила с ними. Я их давно не видела. И как же они изменились… Не только внешне. Это были совершенно чужие люди. Где подевались их чувства? Любовь, дружба, забота? Лена старалась вести себя так, как будто все у них нормально. Угостив чаем, Лена предложила отдохнуть в комнате дочери. Но скрыть семейную отчужденность, враждебность было трудно.
Они давно не любят друг друга. Несколько лет живут на грани развода. Вместе - тесно, врозь - скучно... Муж приходит с работы злой и раздражительный - в дом, который давно перестал быть его домом. Старые шлепанцы, газета, макароны или пельмени из холодильника. Холодильник уже поделили на двоих. У мужа теперь свои тарелка, чашка, вилка. Бутылка пива... Первое резкое слово - тут же возникает скандал. Лена тоже работает, устает. Но делает вид перед подругами, что ничего такого в ее жизни не происходит. Муж - телевизор погромче. Она кричит: «Ты мне жизнь испортил! Да-да! Лучшие годы! Боже, как же мне все надоело!» Она запирается в ванной, смывает тщательно макияж.
Они орут друг на друга и не видят, что вернулась их пятнадцатилетняя дочь и все слышит.
Заметив дочь, кричат на нее:
- Ты знаешь, который час? Немедленно отвечай, где ты была?
Они всегда кричат на нее вдвоем, словно обвиняя в том, что никак не могут расстаться окончательно, ведь ребенок - это единственное, что их пока держит вместе в неуютной квартире.
Потом Лена печально скажет:
- Сначала мы оформили фиктивный развод. Так было нужно... Чтобы сохранить имущество... Что-то не ладилось у мужа в фирме. Но все закончилось благополучно, никто не интересовался его доходами. Да какие там доходы, она безнадежно махнула рукой. Но в семье начало расти непонимание.
- Вот ради Юли и терпим друг друга. Пока терпим. Сколько раз я бросала мужу: «Все! Хватит! Развожусь!» Вот и «накаркала»...
Вспомнила я одну похожую историю.
Друзья и родственники супругов Игоря и Даши Коваленко ждали приглашения на серебряную свадьбу. Им готовили сюрпризы: альбом фотографий об их совместной жизни, выбирали подарки. И тут новость: Игорь и Даша разводятся.
Даша жалуется:
- Сколько лет впустую! Я никогда не думала, что, прожив вместе четверть века, мы сможем разойтись. Напротив, после сорока у меня появилась уверенность, что в нашей жизни уже ничего не изменится. Разное было за эти годы. У меня характер взрывной, но отходчивый. Я часто во время размолвок говорила мужу: «Не нравлюсь - давай разведемся!» Когда нам было по двадцать пять, потом по тридцать, я эту фразу произносила легко и часто. Я была молода, привлекательна, мы растили двоих детей. Столько всего нужно было сделать вместе. И слово, сказанное сгоряча, оставалось пустым звуком.
...Они поженились по любви. Вместе учились в педучилище, он - на четвертом, она - на втором курсе. Как родители ни уговаривали подождать, вначале окончить учебу, а потом уже строить семейную жизнь! Не послушались. Дня не могли прожить друг без друга. Настояли на своем. Вскоре и ребенок родился. Были счастливы. И родители успокоились, души не чаяли в малыше, помогали молодой семье. Работали, учились заочно в педагогическом институте. Родился второй ребенок. Родители помогли купить квартиру. С какой радостью, любовью «вили» они свое гнездышко. Вместе работали. Вот он уже директор школы. Забот прибавилось.
С годами любовь превратилась в привязанность, в чувство долга. Иногда бывали недоразумения, взаимная ревность, обычные семейные разногласия. Дети росли, росли их запросы, требовали модную одежду, компьютер, фотоаппарат. И как-то эти бытовые заботы, постоянные поиски денег, проблемы отдаляли супругов друг от друга. Хотя внешне все было, как и раньше: уютный, гостеприимный дом, здоровые дети, и они еще молодые.
Но ссорились Игорь и Даша все чаще. Во время очередной ссоры Даша защищала дочку, которая стала слишком поздно возвращаться домой, выкрикнула: «Разведемся - и дело с концом! Мне все надоело!» И муж вдруг ухватился за эту фразу, будто только ее и ждал: «Я согласен. Завтра подам на развод». И лег спать. Она, растерянная, осталась на кухне одна. Такого у них никогда не было. Думала, что Игорь пошутил. Но на следующий день он сам вернулся к этому разговору и предложил написать заявление на развод. Тут-то и обрушился на Дашу страх! Как же так? Ведь сколько вместе прожито, есть свой маленький, но надежный мир, трехкомнатная квартира, машина. А теперь нужно будет заняться разделом имущества.
Затем на нее нахлынули воспоминания. Ведь Игорь так любил ее и детей! Наверное, виновата во многом сама. Привыкла разговаривать командным тоном, не всегда следила за собой. Но ведь она старалась обеспечить семью и не виновата, что жизнь так издергала ее, превратив из романтической девушки в уставшую домработницу...
В загсе им дали месяц подумать. Игорь жил у матери, и Даша поняла, что значит остаться одной, когда тебе сорок пять. У сына - своя семья, маленький ребенок, дочь собирается выйти замуж за парня из другого города. Даша должна будет остаться совсем одна. Квартиру придется разменять. Но она любила свою квартиру, свою кухню, сколько сил вложила, создавая уют. Как все оторвать от себя?
- С мужем мы вели изнурительные и бесполезные разговоры. Я поняла, что он хочет перемен. Сказал, что будет помогать детям и возьмет только то, что принадлежит ему. И не обидит при разделе квартиры. Я плакала, просила. А потом смирилась. И иначе, как предателем, его не называла, - поделилась Даша.
А Игорь говорит с обидой:
- Меня упрекают знакомые, но я ведь Дашу ничем не обидел. К решению развестись я пришел не сразу. А потом случайная связь с женщиной в командировке. Я вдруг ощутил себя новым человеком. Мне говорят, что я поступил подло. Действительно, решение о разводе пришло раньше, чем я сказал о нем жене. Я уже не любил ее, мечтал о другой жизни. Но сам бы я никогда первым не пошел на это. Жена первая выкрикнула свою любимую угрозу: «Разведемся!» Причем, твердила это постоянно.
Они развелись. Разменяли квартиру. Игорь чувствует себя счастливым и свободным. У него появилась любовница, которая подарила, как он говорит, вторую молодость.
А Даша долго страдала. Ведь разрушился весь уклад жизни. Появилось множество расходов. Душил ужас одиночества. Она не могла смотреть на других мужчин, угнетало отношение окружающих. Она видела, что ее жалеют, и считала себя неудачницей. Но постепенно она смирилась со своим положением, ведь не она первая, не она последняя - таких женщин много…
- Я больше времени теперь уделяю внуку, себе, ведь теперь стало вдвое меньше забот, много читаю. У меня появился поклонник. Но, чего греха таить, вспоминаю наши семейные традиции: праздники, поездки в лес за грибами. Я все еще не могу сдержать слез...
По-человечески жаль эту красивую пару. Возраст за сорок считается кризисным. Это период зрелости человека, когда многое переосмысливается. Но как сохранить семью, если чувство уже не так свежо и интерес друг к другу угасает?
Психологи советуют: прежде чем разводиться, супругам нужно хорошо подумать, не спешить.
И если бы Даша и Игорь приложили хоть немного усилий, были более терпеливы друг к другу, наверное, семья не распалась бы. Ведь недаром народная мудрость говорит: у любви две сестры - доброта и терпение.