«Дельта-лоцман»: полный ход

Комментарии:
Исполнился год, как о ведущем николаевском государственном предприятии вновь заговорили как о флагмане морского транспорта Украины
В сентябре гордость города Николаева - государственное предприятие «Дельта-лоцман» отметило небольшую во времени, но значимую для своей деятельности дату: год с того момента, как приказом Министерства транспорта и связи была остановлена фактическая ликвидация предприятия.
Николаевцы хорошо помнят, как его рвали и резали на части, по-быстрому дерибаня все, что попадало в поле зрения временщиков. Слава Богу, эта страница жизни предприятия теперь стала историческим воспоминанием, не лишенным, впрочем, поучительных выводов.
Как и прежде, директор ГП «Дельта-лоцман» - его основатель и бессменный руководитель Виктор Бездольный, все так же предприятие является головным в системе обеспечения
безопасности судоходства в водах Украины, по-прежнему входит в пятерку наиболее прибыльных и бюджетообразующих предприятий морской отрасли, продолжает реализовывать важнейшие государственные проекты по безопасности судоходства в зоне ответственности Украины. Предприятие продолжило также важнейшие работы по восстановлению судоходства в украинской части дельты Дуная по глубоководному судовому ходу «Дунай-Черное море» в гирле Быстром.
Но понятно, что за сухими формулировками, отчетами о выполненной работе, и т.д. и т.п., конечно же конкретные люди - большой коллектив профессионалов: опытных, ответственных, творческих, и, без сомнения, мужественных.

Заместитель начальника государственной морской лоцманской службы (ГМЛС) ГП «Дельта-лоцман», секретарь Ассоциации лоцманов Украины Владимир Анатольевич ДАТЧЕНКО. Работает на предприятии с 2004 года.
- Государственная морская лоцманская служба - это девять единых морских и портовых лоцманских служб, где трудится 388 сотрудников, из которых 280 - лоцманы и начальники лоцманских служб. География нашей работы - порты и их отделения в Николаеве, Херсоне, Одессе, Южном, Ильичевске, Измаиле, Севастополе, Феодосии, Керчи, Мариуполе. К нам «приписан» и отраслевой тренажерный центр ГП «Дельта-лоцман».
Задача службы - предоставление лоцманских услуг, где это обязательно: на судоходных путях в территориальных водах, фарватерах, в открытом море, на подходных каналах, акваториях, внутренних и внешних рейдах и т.д. В регионах, где работа лоцманов тесно связана с работой портов, организованы диспетчерские службы для своевременного выполнения заявок на лоцманские проводки, рационального использования людских и транспортных ресурсов предприятия.
Что касается тренажерного центра по подготовке государственных морских лоцманов и лоцманов-операторов, то здесь, как ясно из самого названия - кузница наших кадров. Тут проводится и переподготовка лоцманов, и подготовка судоводителей, в том числе и для работы на буксирных судах. Поскольку возможности тренажерного центра позволяют смоделировать любую реальную ситуацию, то мы предоставляем также консультационные услуги по проходу большегрузных судов, проведению нестандартных плавсредств, и многое другое.
За год, что предприятие было восстановлено и заработало в привычном профессиональном ритме, состоялась реструктуризация в целом с сохранением основных задач службы - были сокращены передаточные звенья и возникло централизованное управление. Такая схема намного упростила и оптимизировала работу, поскольку наши филиалы расположены по всей стране.
По плану мероприятий для обеспечения безопасности судоходства мы приобрели современные средства позиционирования и электронной картографии для всех лоцманских служб (ноутбуки с USB GPS антеннами и программой Transas-Navigator). В ближайшем будущем надеемся обеспечить ими и всех лоцманов, поскольку это очень важно в контексте запланированного предоставления услуг по лоцманскому проведению судов в открытом море.
Недавнее долгожданное вступление лоцманов ГП «Дельта-лоцман» в большую и дружную семью Европейской ассоциации лоцманов (EMPA) тоже открыло новые возможности. Теперь мы можем непосредственно участвовать в разработке руководящих документов IMO и Евросоюза, касающихся работы лоцманов, судоходства и безопасности мореплавания, обмениваться опытом с лоцманскими организациями-членами EMPA по организации лоцманской работы и взаимодействию с администрациями портов, судовладельцами, комплексно внедрять евростандарты во все лоцманские службы, осуществить сертификацию, совершенствовать систему обеспечения безопасности мореплавания. Руководство ассоциации EMPA, в свою очередь, при необходимости сможет предоставить юридическую и другую помощь.
Сейчас внедряем современную систему регистрации лоцманского труда по системе 1С. Все лоцманские станции будут подключены к локальной системе ГП «Дельта-лоцман», в которую, кстати, интегрирована Единая информационная система региональной службы регулирования движения судов. Так мы сможем не только усовершенствовать работу по проведению судов: для всех служб предприятия станет возможным обмен опытом, более оперативной - служебная связь, уменьшится внутренний объем документов, и, наконец, это поможет дальнейшей интеграции в общеевропейскую информационную систему, к примеру, MARNIS, и систему безопасности мореплавания.

Заместитель начальника службы регулирования движения судов (СРДС) - начальник научно-технического комплекса Игорь Леонидович САДОВОЙ. В ГП «Дельта-лоцман» - с 1999 года.
- Еще до революционных событий в наших планах была модернизация восточно-крымских постов регулирования движения судов (ПРДС). Хоть мы и начали эту работу, но она была прервана на уровне поиска партнеров и поставщиков материалов. За год, прошедший с момента возвращения предприятия к нормальной жизни, связи успешно восстановлены. По сути, произошло перепроектирование этих постов, т.к. прошло уже два года. А в последние месяцы мы заключаем договора на поставку материалов и комплектующих и разрабатываем необходимое программное обеспечение. В первую очередь, а это в ближайшие недели, будет сделан ПРДС порта Южный: планируем сдать его в испытания в октябре этого года. Дальше на повестке дня - Феодосия, Керчь и Мариуполь. Но это уже - заботы следующего года.
Сотрудники успешно обновили свои разработки: у нас предполагается несколько новых патентов. А это значит, что лоцманы и операторы крымских портов получат новое оборудование.
К сожалению, условия, в которые поставлено предприятие, - я имею ввиду закон о тендерах и госзакупках, - очень сильно тормозит работу. Мы понимаем, что так живет вся страна… Получается, что заказываем «на бумаге» необходимые материалы в феврале, а фактически можем это приобрести только в сентябре. Могу сказать, что осложняет работу только это обстоятельство.
Кстати, во время упомянутых событий наша служба претерпела некоторые разрушения: от нас ушли четыре очень хороших молодых специалиста, сейчас они нашли достойную работу за границей. Но, правда, приняли на работу четырех новых, тоже хороших. Что касается лично меня, то изо дня в день весь этот год у меня была одна и та же работа: я преодолевал проблемы с тендерными закупками. Это головная боль и тормоз в работе.
Кроме уже перечисленных дел, которыми занимается мое подразделение (модернизация крымских и азовских постов), мы приступили к работе, предписанной министерством - созданию единой системы мониторинга надводной обстановки. Она предполагает объединение информации о судоходстве со всех 24 постов предприятия по побережью. Эта система создается как фундамент для участия Украины в национальной системе поиска и спасения на море, для возможных направлений логистики, оптимизации транспортных потоков и т.д.
Сейчас у нас есть специальный web-сайт, который к концу года будет полезен многим потребителям, поскольку начнем накопление информации: о грузопотоках, судах, в общем, все, что необходимо в современном цивилизованном мире.
Кроме того, имея опыт работ на Дунае, предприятие активно интегрируется в европейские речные информационные системы - новый проект Евросоюза, хоть Украина еще и не вошла в него. Но мы стараемся блюсти эти стандарты. В этом смысле Украина будет идти в ногу с Европой. Вся деятельность предприятия направлена на выполнение Украиной международных рекомендаций и обязательств по безопасности судоходства, то есть выполнению международных нормативов по безопасности судоходства, а это, в общем, является лицом Украины в мировом масштабе.
За прошедший с момента восстановления предприятия год мы сделали большую работу, которой я горжусь. А совсем скоро мы выдадим нечто новое, что будет на голову выше теперешнего.

Начальник отдела медицинского и социального обеспечения врач-реаниматолог высшей категории Андрей Александрович ЯНТАРЬ. Стаж работы в «Дельта-лоцман» - с 2002 года.

- За прошедший год отдел был реорганизован, из него изъяли хозяйственный сектор, что я считаю совершенно справедливым. Сейчас в штате предприятия два врача высшей и первой категории и медсестра высшей категории. Во всех филиалах также есть медицинский контроль: заключены договора на местах.
Первым делом, с возвращением Виктора Владимировича, мы приняли новый коллективный договор, который упростил всю бюрократическую систему получения матпомощи, компенсации на обучении детей и т.д. Вот раньше мы посылали детей в тот лагерь, где предприятие закупило путевки, а теперь родители могут выбирать любое оздоровительное заведение, какое им захочется, а предприятие все компенсирует. В этом календарном году сумма компенсации составила более 170 тысяч гривен, из расчета: на оздоровление одного ребенка - до 2310 гривен. Если в семье трое, то, значит, и компенсация в три раза больше.
Упростили также и процедуру оздоровления сотрудников: ввели компенсацию затрат. То есть к отпуску, кроме оздоровительных, человек получает и определенную сумму, за которую он не должен отчитываться: никакого предъявления путевок, актов и т.д., - это прописано в колдоговоре. С начала года на это потрачено более полутора миллионов гривен.
Наши ветераны и пенсионеры также не обойдены вниманием: ежемесячно получают доплату в размере минимальной пенсии по стране, им компенсируют затраты на уголь, стационарное лечение и прочее. С начала года на это ушло более 237 тысяч гривен.
За счет профсоюза выдается также краткосрочная беспроцентная ссуда на лечение и для обучения детей. В этом году был такой случай, когда для срочной операции на сердце потребовалось 34 тысячи гривен, и благодаря этому человек остался жив.
Колдоговор - не есть что-то статичное, мы можем его пересматривать. Администрация во главе с Виктором Владимировичем идет навстречу коллективу, и не просто нас поддерживает, а предлагает свои идеи. Скажем, приобрести недешевое оборудование. Сейчас вот, в недавно открытом втором медпункте таким образом появилась, за счет профсоюзных денег, шикарная массажная кровать за 15 тысяч гривен.
В каждой профессии, и в лоцманском деле также - свои профзаболевания. Чтобы оградить наших сотрудников от негативных факторов и обнаружить патологию в самом начале, проводим профосмотры. Идет активная диспансеризация, что практиковалось в советские времена и приносило большую пользу. Для этого заключены договора с различными медучреждениями, и все сотрудники в обязательном порядке проходят медосмотр. С этим у нас очень строго. И как результат - снижение заболеваемости на предприятии. Кстати, нет никаких социальных болезней, никакого производственного травматизма. Имеется один плохой показатель - мало рожают, но надеюсь, что в этом году положение изменится.
Наверное, работу нашей службы можно назвать рутинной, но когда составляешь очередной отчет, даже сам удивляешься, на какие хорошие показатели мы выходим.

Заместитель начальника финансово-экономического управления Екатерина Ивановна ГАЛДИНА. На работе в «Дельта-лоцман» - с 2005 года.
- Я считаю, что очень важный момент в работе предприятия - коллективный договор. Теперь наша зарплата начисляется в коэффициентах относительно минимальной заработной платы. То есть сумма не фиксированная, а с ростом минимальной зарплаты автоматически меняется и зарплата каждого - в сторону увеличения. Человек ни в чем не теряет, он застрахован, и это зафиксировано в колдоговоре. Не пересчитать зарплату - просто невозможно. Это говорит о том, что на предприятии мы чувствуем себя защищенными. Конечно, это очень важный момент, когда человек чувствует себя уверенно и стабильно.
Сейчас у нас действует отраслевое соглашение на 2006-2009 годы, которое можно пересматривать и вносить изменения. То есть, на эти три года есть основные «правила жизни» на предприятии, которые тоже прибавляют уверенности.
Приказом Минтранса ГП «Дельта-лоцман» названо головным в сфере обеспечения безопасности судоходства. Это свидетельство признания того, что у нас имеются для этого нерядовые возможности, а также высокого доверия к нашему предприятию, поскольку ставится выполнение государственных задач. Поскольку я работаю с цифрами, то и сейчас буду на них опираться: по ним видно, что предприятие стабильное и ощущается рост.
По анализу основных показателей деятельности ГП «Дельта-лоцман» за четвертый квартал 2006 года и первый-второй кварталы этого года, в сравнении с аналогичным периодом прошлых лет, есть позитивная тенденция постепенного планомерного увеличения чистого дохода и чистой прибыли. В четвертом квартале 2006 года, по отношению к тому же времени 2005-го, чистый доход увеличился на 1556,7 тысячи гривен (это 2,5 процента), а чистая прибыль - на 38449,2 тысячи.
В этом году, уже в первом квартале, чистый доход возрос на 12291 тысячу гривен (21,7 процента) по сравнению с тем же периодом 2006-го. Чистая прибыль увеличилась на 14708,4 тысячи. Во втором квартале этого года, тоже в сравнении с прошлым, чистый доход увеличился
на 11069,3 тысячи гривен (16,8 процента), чистая прибыль - на 14068,1 тысячи. Увеличение чистого дохода конечно связано с увеличением объема предоставленных услуг. Кроме этого, за последний квартал 2006 года и первый-второй кварталы этого, в бюджет и государственные целевые фонды предприятие перечислило 89 миллионов 8 тысяч гривен: по сравнению с аналогичным прошлым периодом больше, чем на 20 с половиной миллионов.
Общий фонд заработной платы в целом по предприятию имеет тенденцию к росту: в четвертом квартале прошлого года он составлял более 18093 тысяч гривен, а во втором этого года - уже 21435,3 тысячи, то есть увеличение на 18,5 процента.

Начальник службы флота Иван Степанович ЛИЗУН. Работает на предприятии с 1998 года.
- Флот «Дельта-лоцман» насчитывает 16 единиц. Из них новые: построенный на заводе имени 61 коммунара за средства предприятия буксир «Гайдамака» и три лоцманских катера типа «Стрімкий», построенных на феодосийском заводе «Приморец». Они оснащены на самом высоком уровне, который только возможен сейчас в большом судостроении.
Если вспоминать события годичной давности, то тогда прежнее руководство подготовило четыре судна к продаже. Причем, это был и «Гайдамака», и те самые три новых катера. Их, не стесняясь, подали на продажу через газеты и специализированные журналы. Турки, прибалты и поляки приезжали смотреть «товар». Особенно им понравился, конечно, «Гайдамака»: многоцелевой буксир, который может производить все операции на море, на каналах, в закрытых водоемах. Благодаря тому, что Бездольный вернулся на предприятие, сейчас все эти суда прекрасно работают на Бугско-Днепровско-лиманском канале. «Гайдамака» - судно прибыльное, да и другие лоцманские катера, которые пытались продать, тоже. Один из них работает в
Феодосии, два других - здесь, в Николаевском регионе. К счастью, тогда все удалось сберечь.
Сейчас флот пополнился: прибавилось два лоцманских катера, переданных Мариупольским портом, а еще ранее - Ялтинским.

Заместитель начальника службы флота по технической эксплуатации Николай Николаевич АЛЕКСЕЕВ. Работает в «Дельта-лоцман» с 1998 года.
- Спустя два месяца после возвращения на работу директора, в срочном порядке был восстановлен лоцманский катер, переданный нам с баланса Ялтинского порта еще в декабре 2005 года. Он простаивал в нерабочем состоянии более года и был возвращен к жизни всего за один месяц. Затем его перебазировали в Керчь. Причем, мы посчитали, что расходы на аренду судов в этом порту составляли 600-750 тысяч гривен в месяц. Как только были отремонтированы и загружены работой свои лоцманские катера, затраты на аренду значительно снизились, и сейчас эта сумма уменьшилась до 200 тысяч. За четыре месяца один лоцманский катер ЛК-88 сэкономил нам больше миллиона гривен.
Есть с чем сравнивать: за тот финансовый год, когда наш директор был отстранен от руководства, предприятие потратило около 18 миллионов на аренду судов. Теперь к концу года расходы на аренду лоцманских катеров во всех портах Украины, полагаю, не превысят 10 миллионов гривен. Почему? Тут нужно знать условия аренды. Скажем, в Керченском порту, как и в Мариупольском, она была кабальная: повышенный тариф в вечернее, ночное время и выходные дни, с которым тот руководитель-экономист, кстати, соглашался, хоть таким образом выбрасывались на ветер огромные деньги.
Сейчас в северной и южной части керченской зоны интенсивного судоходства работают два наших катера, закрывая почти весь объем работ по лоцманскому обслуживанию судов. Таким образом, аренда катеров, необходимых для работы во время техобслуживания наших, обошлась, например, в сентябре этого года в сумму 73 тысячи гривен. Вот и выходит, что на сэкономленные за год не менее 8 миллионов гривен мы можем построить уже своих четыре легких катера.
Прежнее руководство ГП ГМЛС считало, что и морской многоцелевой буксир «Гайдамака» нерентабельный для предприятия. Но жизнь показала, что с января этого года до сегодняшнего дня ежемесячно судно приносит в доход предприятия около полумиллиона гривен.

И. С. ЛИЗУН:
- Конечно, хотелось бы расширить флот, поскольку производственные потребности растут. И мы уже обратились к нескольким проектным организациям с просьбой подготовить проект небольшого, 12 метров, катера. Хотя особо выбирать не из кого, у нас в стране всего 4-5 серьезных проектантов. Сейчас анализируем их предложения, выбираем: что нам больше подойдет, и по договору будем работать. Обращались в том числе и к николаевским проектным организациям - «Черноморсудопроекту», «Пролайну», к феодосийским и одесским специалистам. Если говорить честно, хотелось бы пополнить флот: необходимо единицы четыре катеров типа «Лоцман Коханов» - это 25-метровые, и не меньше пяти-шести единиц меньшего класса, до 15 метров. Пока обновление флота - на этапе проектов. Но это все, замечу, не мечты, это реальные планы.

Начальник отдела документального обеспечения Инна Ивановна БЫЧКОВСКАЯ. Работает на предприятии с 2000 года.
- У меня есть возможность сравнивать работу предприятия в разные годы, потому что все время имею дело с документами. Отдел специфичен, поскольку, с одной стороны, мы ограничены разными инструкциями, а с другой - через это подразделение проходит основная информация по предприятию, и таким образом можно определить пульс и направление движения всего ГП «Дельта-лоцман».
Если говорить о годе нашей работы, то, по моим ощущениям, он ознаменован тем, что предприятие получило вторую жизнь, новый стимул для развития тех программ, которые были намечены. Если конкретно, то все сотрудники снова почувствовали, что предприятие стало двигателем в решении таких государственных задач, как, например, реализация Дунайского проекта, - а она практически сошла на-нет за то время, когда на предприятии «рулили» неспециалисты. Новую жизнь также получили службы регулирования движения судов, лоцманские службы.
До возвращения Виктора Владимировича было ощущение, что наше предприятие становится просто рядовым, предоставляющим лоцманские услуги. Оно перестало быть законодателем и инициатором проектов, имеющих не просто региональное значение, а выходящим на уровень национального государственного значения. Если говорить образно, то мы вышли из комы, из реанимации - и почувствовали вкус жизни в полную силу.

Директор государственного предприятия «Дельта-лоцман» Виктор Владимирович БЕЗДОЛЬНЫЙ. На предприятии - с первого дня его основания, то есть с января 1998 года.
- Несмотря на сложный период, когда «Дельта-лоцман» делили, а потом пытались ликвидировать, удалось сохранить и само предприятие, и его коллектив, который всегда отличался ответственностью и нестандартными решениями поставленных перед ним задач, нацеленных прежде всего на то, чтобы Украина была не прибрежным государством, а мощной морской державой.
За прошедший год ГП «Дельта-лоцман» продемонстрировало существенный экономический рост. Сегодня по уровню рентабельности - это второе предприятие в отрасли. Улучшение финансового состояния привело не только к подъему заработной платы, но и дало возможность решать вопросы дальнейшего становления системы безопасности мореплавания в водах Украины в соответствии с международными стандартами. Восстановлены работы по созданию единой государственной системы мониторинга надводной обстановки в водах Украины, которые продолжают успешно реализовываться - совместно с Государственной пограничной службой и Военно-морскими силами Украины.
Итоги работы предприятия за этот период показали, что сентябрьские, 2006 года, решения Министерства транспорта и связи Украины были правильными, основанными на реальной оценке возможностей государственного предприятия «Дельта-лоцман», а также объективном анализе его деятельности и перспектив развития - с учетом выводов международных экспертов.
В следующем году ГП «Дельта-лоцман» исполнится 10 лет. Как известно, ставить серьезные задачи - это удел достойных. Мы не боимся брать на себя ответственность, и к достижению каждой новой цели идем поступательно - step-by-step. В любом деле необходим системный подход для разработки стратегии и тактики, и настойчивая их реализация. Это мой принципиальный подход к решению любой задачи.
История государственного предприятия «Дельта-лоцман» - это история успеха людей, которые здесь работают: уникальных специалистов, собранных в одну команду. В свое время было немало сделано для того, чтобы они оказались вместе, в одном коллективе, и сосредоточились на выполнении единых государственных задач.