11 гривен на одного избирателя

Комментарии:
Сколько потратили на явную и скрытую рекламу участники предвыборной гонки
Избирательная кампания завершена. И теперь политические силы, прошли они в Раду или нет, подбивают свои финансовые затраты на «благосклонность избирателя». Cколько же политики потратили денег на политическую рекламу?
Раньше это называли «халтуркой». Сейчас - политической «джинсой». Наши СМИ уже не практикуют «темники», но не могут отказаться от денег, получаемых за счет скрытой политической рекламы - то есть, рекламы под видом обычных новостей.
В последний предвыборный месяц объемы «джинсы» на украинских телеканалах значительно возросли. Это констатируют и Ассоциация «Общее пространство», и комитет «Равенство возможностей», ссылаясь на результаты проведенного ими общеукраинского мониторинга программ новостей и политической рекламы в СМИ.
Сколько стоит скрытая реклама на телевидении?
Источник в одной из PR-компаний сообщил расценки на «джинсу»:
1. Каналы «первого эшелона», куда относят «Интер» и «плюсы», брали, как сказали в PR-компании, за полутораминутный сюжет в новостийном выпуске $25 тысяч. За эти деньги заказчик получал показ отснятого ролика, со всеми необходимыми акцентами. Гость, приходящий в студию, по словам источника, должен был выложить за это $35 тысяч.
2. Ко «второму эшелону» относят ICTV, СТБ и «Новый канал». Они позиционируют себя как телевизионные каналы, не размещающие политрекламу за деньги. И в то же время у них, по словам источника «Газеты...», отлажена система бонусов, начиная с заказа 6-8 «джинсовых» сюжетов. Участие же политических лидеров в дебатах на ICTV обходилось «спонсорам» в $90 тысяч, утверждает источник.
3. Новостийный ролик на НТН - этот телеканал вместе с рядом других относят к «третьему эшелону» - стоил $6 тысяч, на «Тонисе» - от $4 до $6 тысяч, сообщили нам в PR-агентстве. «5-й» не размещал сюжеты, но, по словам источника, предлагал возможность побыть «джинсовым» гостем студии. «Первый национальный» канал отказался от политрекламы в новостях - и давал ее отдельным блоком «Выборы-2007». Сюжет обходился заказчику от $6 тысяч.
Стоит отметить, что «джинса» дороже официальной рекламы приблизительно в два раза - ведь рекламу нам подсовывают под видом обычных новостей.
Но дело, собственно, не в том, сколько заработали телеканалы. Гораздо более интересен другой вопрос - так сколько же всего (как официально, так и нет) потратили на свою телерекламу украинские партии, баллотирующиеся в парламент? Эта цифра колеблется в невиданных пределах - от $50 до $100 млн. Если подсчитывать по данным мониторинга медиа-группы Kwendi, то, в целом, политики заплатили за рекламу на телевидении 484,4 млн. гривен.
В целом же, опрошенные эксперты сошлись в средней цифре - 400 млн. гривен. Это если считать и официальную рекламу, и скрытую «джинсу».
В самих же партиях открыть суммы, потраченные на избирательную кампанию, пока не готовы. Ответ везде один: еще не подведены итоги, данные будут в первых числах октября.
$80 млн., истраченных на предвыборную рекламу, - это на самом деле не так уж и много, всего 0,3 процента от доходной части госбюджета-2007. Или по 11 гривен на каждого из 37 миллионов украинцев, имеющих в этом году право голоса.

Елена ХОРОЛЬСКАЯ, журналистка