Кто остановит коммунальный беспредел?

Комментарии:
Жилищно-коммунальная реформа - это проблема, о которую «сломало зубы» не одно правительство. Даже имея самые чистые намерения установить коммунальные тарифы на уровне «справедливой цены» (довольно туманный термин, заметьте), ни премьер Ю. Тимошенко, ни премьер Ю. Ехануров дальше деклараций не продвинулись.
Даже тогда, когда авария в Алчевске продемонстрировала ближайшее будущее нашего жилищно-коммунального хозяйства, глава правительства Ю. Ехануров предпочел и дальше оттягивать назревшую реформу. Его можно понять: выборы на носу, а в реформе ЖКХ без непопулярных мер не обойтись. Пускай уж этим занимаются следующие премьеры…
Юлия Тимошенко поступила аналогично. Не сделав на посту премьера ни одного движения в ЖКХ, она поставила себе это в заслугу и даже смогла набрать очков во время прошлогоднего повышения коммунальных тарифов, когда депутаты местных советов от БЮТ оказали яростное, но бессмысленное сопротивление росту квартплат.
Решила ли такая «страусиная позиция» проблему? ЖКХ остается самым большим пережитком советского прошлого. Напоминает это ситуацию перестроечных годов, когда колбаса была дешевой, но мясо в ней давно заменили на бумагу, и в очереди за килограммом «варенки» надо было стоять четыре часа.
Генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий, кандидат в народные депутаты от Партии регионов Ирина Акимова считает, что в жилищно-коммунальном секторе Украина должна уйти от советских традиций, когда производитель диктовал волю потребителям («какую воду даем, такую и используйте»), к рыночным отношениям, при которых поставщики услуг борются за потребителя. Борьба за потребителя, то есть, за нас с вами, обеспечивает и постоянный рост качества услуг, и снижение цен в результате конкуренции.
О каких низких тарифах на коммунальные услуги можно сейчас вести речь, если коммунальщики не заинтересованы в улучшении своей работы? Подумаешь, потери воды при доставке ее в квартиры составляют от 20 до 60 процентов! Водоканал знает, что квартиросъемщик все оплатит.
Граждане тем временем уже перестали ощущать, что платят за конкретные услуги. Квартплата воспринимается уже как некий «налог» на поддержку жэков. Ведь не скажешь, что они работают для нас, правда?
Украинцы недовольны качеством коммунальных услуг и считают, что проблему нужно срочно решать. А тем временем политики не спешат предлагать скорые решения. Блок «Наша Украина - Народная Самооборона», например, зациклился на том, что квартплата не должна расти, так как в коммунальной сфере используется газ украинской добычи, на который цены не поднимались. На самом деле, это не более, чем попытка оправдаться за провальные газовые переговоры правительства Еханурова в 2006 году, в результате которых российский газ на границе с Украиной подорожал в 2,7 раза. Что касается потребностей ЖКХ в газе, то они составляют 37 миллиардов кубометров, а добываем мы всего 20 миллиардов. Без импортного газа никак не обойтись.
Поэтому решение местных советов поднять тарифы - это вынужденная мера. Другой вопрос, почему эти тарифы настолько отличаются друг от друга в разных регионах? Очевидно, что нужно разработать национальные стандарты качества жилищно-коммунальных услуг: не только технические характеристики (температура теплоснабжения, частота и регулярность поставок услуг и т.п.), но и обязательства предприятий ЖКХ перед потребителями, на основании которых будет корректироваться оплата за услуги.
Подобное предложение уже включено в законопроект «Об изменениях в программу реформирования и развития ЖКХ на 2004-2010 гг.», который предлагают «регионалы». К слову, из трех политических сил, претендующих на пост главы следующего правительства (Партия регионов, «Наша Украина - Народная Самооборона» и БЮТ), только ПР выдвинула конкретный план действий по реформе ЖКХ.
Под девизом «Потребитель должен платить не за видимость услуг, а за комфорт», «регионалы» требуют обеспечить жильцов реальными механизмами влияния на поставщиков услуг. Проще всего это сделать через объединения квартиросъемщиков. В Украине 80 процентов людей живут в многоквартирных домах, но только 10 процентов этих домов управляются объединениями жильцов. До 2011 года предполагается, что все 100 процентов домов будут иметь свои «советы», которые заключат договора с поставщиками услуг и смогут их контролировать, выбирать среди них лучших и требовать неукоснительного выполнения условий договора. Написано, что мусор вывозится каждый день, - значит, он должен вывозиться ежедневно. Если берете плату за ежедневную мокрую уборку подъездов (кстати, вы знаете, что жэк включает эту услугу в ваши нынешние тарифы?), значит, уборщица должна работать каждый день. Если перечисляется часть квартплаты на обновление водопроводных сетей, то эти деньги должны действительно расходоваться по назначению, а не так, как решил начальник жэка или глава райадминистрации. Сейчас проконтролировать использование средств от квартплаты практически невозможно. Да и не знают жильцы, из чего, собственно, эта квартплата состоит. Какие услуги в ней заложены?
Именно поэтому «регионалы» предлагают централизовать установление тарифов на коммунальные услуги, а перед этим провести аудит компаний-монополистов (водоканал, энергопоставщик и т.п.), чтобы впоследствии ограничить их «аппетиты» в получении сверхприбылей. Сейчас ведь получается абсурдная ситуация: в изношенной «хрущевке» выше квартплата, чем в новом элитном доме - только по причине того, что «хрущевка» требует больше средств на ремонт, потери воды и энергии там выше, счетчиков нет… Но разве, оплачивая сумасшедшие счета, жители «хрущевки» получают взамен лучшие услуги? Разве они комфортнее живут? При централизованном установлении тарифов такие парадоксы будут устранены.
Еще одно разумное предложение в законопроекте «регионалов» - это снижение порога, при котором начисляется субсидия. Как говорится, лучше синица в руке, чем журавль в небе. Слишком высокие тарифы приводят к тому, что ЖКХ получает еще меньше денег, чем до повышения квартплат. Причиной тому - массовые неплатежи. Аналитики утверждают, что высокий уровень оплаты за жилье достигается тогда, когда квартплата составляет 10-15 процентов от доходов всей семьи. Сейчас она в среднем по стране - 22 процента. Поэтому предлагается выплачивать государственную субсидию тем семьям, у которых на оплату коммунальных услуг уходит более 15 процентов (сейчас начисление субсидий - при 20 процентов). Таким образом, около миллиона семей получат возможность свести концы с концами и залатать в семейном бюджете «брешь», образовавшуюся из-за высоких коммунальных тарифов.
Еще для 1,4 миллиона семей будут предоставлены компенсации по кредитам на приобретение счетчиков воды, газа и т.п., что позволит таким семьям существенно экономить в будущем.
Будет ли принята концепция реформирования ЖКХ или снова хорошие инициативы «положат на полку» - зависит от результатов выборов. Но если власть окажется в ответственных руках, тогда вопрос будет решен достаточно быстро. И наши ежедневные стрессы, связанные с невывезенным мусором, разбитыми лампочками в подъезде или затопленными подвалами, уйдут в прошлое навсегда.

Яна КОВАЛЕНКО, журналистка