Юрий Мирошниченко: В заявлениях политиков преобладают эмоции

Комментарии:
На вопросы корреспондента ForUm'a ответил народный депутат, член парламентской фракции Партии регионов, руководитель юридического департамента Центрального аппарата ПР Юрий Мирошниченко.
- Юрий Романович, которую неделю Ющенко настаивает на отставке Нестора Шуфрича и Николая Рудьковского. Коалиция заявляет, что не даст в обиду своих министров. Как вы считаете, к чему может привести это противостояние?
- Все государственные чиновники высшего ранга должны в своих заявлениях, в первую очередь, руководствоваться Конституцией и законами. Поскольку формирование Кабинета министров возложено на парламент, именно он дает оценку деятельности правительства. Это первое.
Второе: те заявления, которые делает Президент, не имеют под собой юридического основания, потому что не в компетенции главы государства назначать и увольнять министров. Тем более, он не является субъектом, который дает указания Кабмину, премьеру, парламенту, кого назначить, кого уволить. Кроме того, для СНБО совершенно не свойственна роль назначения и увольнения министров. Особенно, учитывая, что сегодняшний его состав прямо противоречит Конституции и законам Украины.
- Ющенко выдал указ, которым ввел в действие решение СНБО об увольнении этих двух министров.
- Я думаю, указ, вероятнее всего, будет оспорен в судебном порядке, поскольку он издан с превышением полномочий. Но вопрос даже не в этом. Согласно Конституции, решения СНБО, которые оформляются указами Президента, требуют обязательного заверения со стороны премьер-министра. То есть, в этом случае действует институт контрасигнации - скрепление подписью премьера или профильного министра этих указов, чтобы роль Совбеза не была изменена, поскольку это - координационный орган, который, по сути дела, является коммуникативной «площадкой», на которой согласовывают свои действия и позиции представители различных ветвей власти.
- Вам не кажется, что в этот конфликт министры минтранса и МЧС сами же подливают «масло в огонь»? В частности, Шуфрич своими заявлениями о том, что Президент - клоун, СНБО - шапито, а Рудьковский - рассказами о терактах, запланированных в секретариате?
- Министры - это политики. И тот формат дискуссии, который задан Президентом, к сожалению, предполагает подобного рода обмен «любезностями». Это зависит, конечно, в первую очередь, от тех обстоятельств, в которых делаются подобные заявления. Безусловно, я не поддерживаю то, что в заявлениях политиков сейчас преобладают эмоции. Вместе с тем, подобного рода усиление напряжения, накала политической борьбы характерно для любой избирательной кампании, в том числе, и в странах развитой демократии. Это признаки выборов.
- Анатолий Гриценко предлагает Ющенко уволить вице-премьер-министра Александра Кузьмука из рядов Вооруженных сил Украины. Не кажется ли вам, что сейчас окружение Президента намекает на то, что Ющенко может отправить весь состав Кабмина в отставку? Тем же решением СНБО…
- Мне трудно анализировать сценарии и предположения, которые не вписываются в правовое поле. Если мы говорим о демократическом, правовом государстве, то, безусловно, тут я могу прогнозировать, кто из субъектов каким образом будет поступать, потому что любой чиновник, любой государственный орган обязан, согласно Конституции, действовать только исключительно в рамках закона. А там четко написано, как они должны поступать и в каком случае.
Когда вы говорите о таких сценариях, которые явно не вписываются в правовое поле - сможет ли Президент подменить СНБО Кабинет министров, то тут no comments. Я могу только надеяться, что Президент будет соблюдать статью 102 Конституции Украины, на которую он ссылался и ссылается всегда, когда осуществляет свою деятельность, а именно - будет гарантом Конституции, а не ее нарушителем.
- Ющенко, как показывает опыт, может переступать через Конституцию…
- Я могу только надеяться, что он этого не сделает. Если все-таки так произойдет, то у нас останется только один путь - это суды и, безусловно, апелляция к народу, который является источником власти и может осуществлять форму прямой демократии.
- Какова вероятность того, что следующий парламент может объявить импичмент Виктору Андреевичу?
- В этом плане все больше зависит от Президента, чем от сегодняшних парламентариев. Если в его действиях будет состав преступления, то это может послужить основанием для процедуры импичмента. В любом другом случае подобных действий даже теоретически быть не может. Поэтому, насколько велика вероятность импичмента Президенту, на мой взгляд, зависит исключительно от него самого. Если он будет нарушать Конституцию и законы, если он, не дай Бог, совершит уголовное преступление, связанное с узурпацией власти, то, безусловно, это может стать основанием для такой процедуры. Хотя я еще раз повторяю: надеюсь, наш Президент этого не сделает.
- Вы сняли неприкосновенность с Президента и депутатов. Чего ожидаете дальше?
- Мы ожидаем вывода Конституционного суда на предмет соответствия этих изменений в Основной закон. Хотя я абсолютно убежден, что он будет позитивным, просто потому, что КС дает оценку соответствию двум статьям. Предложенные изменения никак не пересекаются с этими статьями. То есть, это вопросы, связанные со статусом определенных должностных лиц, поэтому, думаю, проблем с точки зрения права не будет. Скорее, они могут быть в связи с нежеланием определенных политических сил относительно появления такого вывода, чтобы решение ВР пятого созыва, а по сути дела, решение коалиции, не было доведено до логического конца, и таким образом не лишиться своих популистских предвыборных лозунгов.
- Согласитесь, вы сознательно приняли решение о снятии неприкосновенности депутатов, чтобы поломать предвыборную кампанию «Нашей Украины».
- Коалиция ориентировалась не столько на оппонентов, сколько на мнение избирателей, прежде всего, своих. Почему сейчас говорят, что мы перехватили инициативу и сняли неприкосновенность? У меня тут два комментария. Первый - если мы ведем друг с другом войну, то да. Если же мы все думаем о будущем Украины и благополучии народа, и о том, как наилучшим образом отобразить позицию избирателей, то мы не должны делить, кто выступил с инициативой создания миллиона рабочих мест в год. Не саботировать, потому что она не наша, а реализовывать. Мы точно так же не смотрим, кто предложил повысить социальные стандарты. Мы просто смотрим, что есть возможность это сделать, поэтому поддерживаем эти инициативы. Точно так же, когда оппозиция поставила вопрос о снятии неприкосновенности, мы, на мой взгляд, поступили абсолютно логично, потому что этот институт защищает, в первую очередь, оппозицию. Если сегодня она может инициировать снятие этой неприкосновенности, то, значит, в Украине быть оппозиционным депутатом уже не страшно. И это заслуга нашей коалиции. Это не может быть нами не поддержано.
- Но, судя по всему, они считают, что после выборов придут к власти.
- В праве существует принцип презумпции законопослушности. То есть, когда в любых правоотношениях исходят из того, что гражданин - законопослушный, а не изначально преступник.
Мы исходим из того, что оппозиция все-таки каким-то образом пытается поднять планку демократии. В том числе, говоря о снятии неприкосновенности. Кроме того, социология показывает нашим оппонентам, что они даже совместно не набирают больше половины голосов избирателей. Как минимум, это очень спорный тезис. И если они вышли с такой инициативой, значит, уже проанализировали ситуацию. Мало того, они год проработали в оппозиции, и политических репрессий, как это было в 2005 году после прихода «оранжевых» к власти, не было. Сегодня это, на мой взгляд, лакмусовая бумажка, которая показывает, что в части привилегий и неприкосновенности Украина достигла определенных европейских стандартов. Таким образом, я думаю, мы снимем ту многолетнюю дискуссию, которая сегодня, к счастью, встретила понимание и оппозиции, и, естественно, была поддержана коалицией.
- Некоторые политики и эксперты до сих пор сомневаются, что выборы состоятся…
- У меня лично нет сомнений, что они состоятся. У некоторых моих коллег они есть, и обусловлены тем, что эти выборы проходят на основании возникших обстоятельств, предусмотренных статьей 82 Конституции с разъяснением Конституционного суда. Но, опять же, если будут отозваны заявления о выходе из фракции, и депутатов будет больше, чем 300, то теоретически исчезнут основания для того, чтобы проводить эти выборы…
- Вы не ведете переговоры с оппозицией по этому вопросу?
- Нет. Это исключено. Вероятность сценария, что кто-то отзовет эти заявления, настолько мала, что ею можно пренебречь.
- По вашему мнению, сколько процентов возьмет на выборах Партия регионов?
- Я думаю, что она наберет в номинале около 9 миллионов голосов. Но в том случае, если мы сможем привести на участки избирателей. Кроме того, очень важно, насколько представители наших коллег в избирательных комиссиях будут честны. Особенно в западной и частично в центральной Украине, где, мы понимаем, есть возможность тотальной фальсификации. Ведь мы знаем, что у нас значительно, в разы расширилось электоральное поле в центре, и существенно - на западе.
Вообще, сколько ПР наберет процентов, я бы сейчас не хотел прогнозировать, потому что я - не социолог. Вы знаете, любой юрист очень осторожен в каких-то прогнозах на будущее.
- Я так понимаю, Юрий Мирошниченко уверен в том, что его номер в списке - проходной.
- Конечно. Я вообще человек уверенный. Неуверенные люди не способны достигать целей в жизни.
- Юрий Романович, как вы расцениваете уровень нынешней политической рекламы? В частности, борды «Вольных демократов» с призывом «Заставим этих ублюдков быть честными!»
- Знаете, я не хотел бы это комментировать, потому что на выборах некоторые политические силы действуют по принципу «цель оправдывает средства». Им технологи подсказывают, что надо таким образом проявить себя, быть замеченным. Возможно, это оправдано. Но мы в своей работе действуем по принципу, отображенному в нашем Кодексе чести, который был принят на съезде Партии регионов еще в 2006 году. Заключается он в простых вещах: честность в ведении предвыборной конкуренции, конструктивность дискуссий, прозрачность, доступность, отказ от черного пиара и административного ресурса. Я абсолютно уверен, что это самый сложный для реализации принцип, связанный с тем, что у многих людей, которые ведут избирательную кампанию, есть определенное искушение - каким-то образом где-то себе помочь. То ли путем предоставления негативной информации о своих оппонентах, что, кстати, не запрещено законом…
- Иногда черный пиар намного эффективнее работает.
- Да, мы это понимаем, но взяли для себя другую планку. Мы осознаем, что нам жить, работать и строить страну и после выборов. Мы не партия-однодневка и, по сути дела, самая большая и солидная политическая сила в стране, которая будет формировать следующую коалицию и правительство, поэтому иметь шлейф недобросовестного избирательного процесса мы себе позволить не можем.
- То есть, вы считаете, что в следующем парламенте ни о какой «оранжевой» коалиции не может быть и речи.
- Я не оракул. Я, в первую очередь, юрист, поэтому не хотел бы, чтобы мы занимались зомбированием друг друга. Мои выводы строятся на той социологии, которая сегодня предоставляется нашими ведущими социологическими центрами. В связи с этим есть два возможных сценария - либо Партия регионов сделает хороший рывок на «финише» и наберет столько голосов, что сможет самостоятельно сформировать правительство, либо мы совместно с коммунистами набираем достаточно голосов, чтобы создать коалицию.
- Получается, Соцпартии не будет в парламенте.
- То, что демонстрируют лидирующие социологические центры, показывает, что они не проходят. Но практически перед всеми выборами говорили, что социалисты не пройдут. А выходило иначе. У Соцпартии сельский электорат со своими особенностями. Поэтому я все-таки не исключал бы социалистов. Несмотря на черный пиар вокруг них, они занимают достаточно последовательную позицию. Они всегда выступали за усиление парламентской составляющей в государстве. Их просто не хотят слышать. Никто не хочет слышать то, о чем говорит Мороз, что Ющенко обещал поддержать изменения в Конституцию, связанные с усилением парламентаризма.
- Возможна ли в следующем парламенте коалиция Партии регионов и «Нашей Украины»?
- Никогда не говори «никогда». Я процитирую вам слова нашего лидера, которые он сказал на съезде: «Наша рука протянута. Наши интересы не корпоративные. Это интересы страны. Мы готовы к сотрудничеству». Я думаю, что форма сотрудничества будет определена после того, как мы попадем в парламент.
Пока что в более опасной ситуации находятся именно представители «Нашей Украины», потому что они везде заявляют, что ни с кем, кроме как с БЮТ, коалицию создавать не будут. Я бы на их месте не загонял себя в такой политический «угол». Они делают себя зависимыми от БЮТ. И возможны формы шантажа со стороны Тимошенко - здесь вы себе уже отрезали путь, поэтому пойдете в коалицию на наших условиях. Я бы на их месте этого не делал. С политической точки зрения это недальновидно. А если они и пойдут на коалицию с ПР, то Тимошенко будет их обвинять в политической непоследовательности. Вот и все. Но это их решение. Каждый волен делать свой выбор. Мы живем в демократичной стране.