Василий Цушко: Обещал жить на зарплату - и живу

Визит в город Николаев

Комментарии:
Будущий министр внутренних дел Украины Василий Цушко переехал в Киев из села, где работал директором совхоза. Вспоминает: жил в гостинице, ходил на заседания парламента, а жена в той же гостинице готовила детям на подоконнике обед… Семь лет ждал квартиры. «Я был народным депутатом без понтов, губернатором без понтов и министром без понтов», - подчеркивает В. Цушко. Министр-социалист, второй номер избирательного списка СПУ рассказал нашим читателям, чего ему удалось добиться, возглавляя украинскую милицию.
- Обижаетесь, когда оппоненты называют вас колхозником?
- А, это сыночки бывших первых секретарей обкомов, которые росли на красной икре. Они презирают таких, как я, - 17 миллионов селян, которые живут в селе, и еще половину горожан, которые родом из села. Почему колхозник звучит как ругательство? Это труженик, который дает хлеб. Презирать надо как раз паразитов, которые ничего не умеют.
Я в 26 лет стал директором совхоза-завода, и с 1989-го по 1994-й мы платили всем зарплату только «живыми деньгами». При моем руководстве люди не почувствовали, что развалился Союз. Кстати, это предприятие до сих пор работает.
- Каким должен быть настоящий глава МВД? «Мент», прошедший все кадровые ступени в МВД? Вы-то, кстати, гражданский…
- Главное - не фальшивить. Я обещал жить на зарплату - и живу. Обещал бороться за интересы людей - и борюсь. Но свою правоту в политике нужно постоянно доказывать. Выборы - это унижение. Ты идешь в народ и просишь - «Купите меня!»
У меня никогда не было ни «дяди в Киеве», ни денег. Попробуйте при таких условиях убедить проголосовать за себя. Поэтому здесь главное - говорить людям правду. Чтобы они выбирали своих, а не миллионеров, воров и олигархов.
Еще важно не считать себя самым умным. У меня юридическое образование, я автор многих законопроектов. Но когда стал министром, во мне ничего не поменялось. Я не считаю себя грамотнее или профессиональнее других милиционеров. Моя роль - создать команду. Я ушел от солдафонства и дал свободу творческим и инициативным людям.
- Что вас поразило сразу после прихода в министерство внутренних дел?
- Деморализованность личного состава. Министерство превратилось в цирк, где министр был главным клоуном.
- Даже так?
- МВД ведь, как на фронте: по другую сторону баррикад от нас - преступники. Сможет ли такая милиция победить в этой схватке?
Министр должен показывать пример. Я, например, никогда не брал взяток. Не давал команду «фас» в отношении чьего-то бизнеса. И при этом мне удалось увеличить бюджет МВД почти в два раза, на 2 миллиарда 300 миллионов гривен. За год!
- Каким образом?
- По данным депутатской комиссии и КРУ, до моего прихода в министерстве было разворовано 7 миллиардов гривен. Деньги шли клану бывших милиционеров и их окружению. Создавали разные предприятия при МВД. К примеру, фирма «Рикас» - с ней сталкивался каждый, кто ездит за рулем. В 2006-м они перечислили МВД 8 тысяч гривен. Когда сказал им, что ликвидирую предприятие, они прибежали со словами: мы каждый месяц будем платить 16 миллионов гривен, только не ликвидируйте нас!
Имущество министерства в Киеве сдавалось в аренду по 2 гривны 40 копеек за 1 кв. м. А по закону положено не меньше 10 долларов. Поставил задачу - провести инвентаризацию земель, предприятий. Около 800 предприятий при МВД ничего министерству не платили. Настоящие паразиты.
- Но какое ваше главное достижение на этом посту?
- Благодаря главе парламента А. Морозу и правительству, мы добились повышения зарплат. Разве за 600 гривен можно ожидать от человека, что он будет тебя защищать? Как в анекдоте: мы делаем вид, что платим, а милиция делает вид, что нас охраняет. Милиционер сегодня получает 1200 гривен, в столице - 1500. После повышения зарплат люди поверили, что в МВД что-то меняется. И работать стали лучше: число особо тяжких преступлений уменьшилось на 12 процентов, ограблений - на 16 процентов. Правда, участились обращения граждан. Но и это плюс: значит, милиции больше доверяют.
- Как сделать так, чтобы перед законом были все равны?
- Закон заработает, когда люди будут помнить, что Конституцию должны соблюдать все, начиная от Президента и заканчивая простым гражданином. Считаю, что нужно снять депутатскую неприкосновенность, потому что в нынешнем виде она себя изжила. Она нужна тем, кто крал. Мне неприкосновенность не нужна. Но снимать ее нужно со всех, начиная с Президента, с судей и депутатов. Но мы, избиратели, сами ошибаемся, голосуя за тех, кто никогда закон не соблюдал, за врунов, клоунов. Нужно смотреть на дела политиков, а не на их рекламные ролики.
- А вы сами не обещаете больше, чем можете сделать?
- Пустые обещания - это не метод социалистов. Я с этой партией уже много лет. А если говорить о конкретных делах министра, то считаю своей заслугой восстановление института участковых милиционеров. Телефон участкового должен быть у вас в памяти, как номер «скорой помощи». Сегодня постепенно возвращаются посты ГАИ, бездумно уничтоженные в 2004-м: эта практика привела к тому, что сводки о ДТП стали напоминать сводки с поля боя - 35 процентов аварий по вине водителей. С 1 октября я дал команду - большинство постов ГАИ снова заработает.
- Вы не боитесь преследования после выборов в связи с захватом Генеральной прокуратуры?
- Где написано, что если звонят «02» и вызывают милицию, то на место происшествия должен выехать сержант, а не министр? Мне звонит помощник генпрокурора и говорит, что гражданские лица захватили генпрокуратуру. Что должен делать в данном случае министр внутренних дел? Посылать туда стрелочников? Я взял и поехал сам. Когда зашел в приемную к генпрокурору, то заметил, что дверь уже была выбита…
Окружение Президента, которое провоцирует его к политическим столкновениям, явно намеривается сделать из президента диктатора и опозорить на весь мир. Потому я считаю, что спас ему честь. Я спас страну от беспредела. Потому что после этого начались бы аресты и преследования.
А вторым этапом было движение внутренних войск на Киев два дня спустя. Да, я второй раз взял на себя ответственность и остановил внутренние войска. Я поступал по Закону. Потому что мы были за несколько секунд до начала гражданской войны.
- Думаете, украинцы настолько любят политиков, что готовы за них ринуться в бой и драться в гражданской войне?
- Страну толкали к гражданской войне. Я чувствовал, что я прав - перед Богом, перед людьми, перед Украиной. Бесит всех то, что в истории независимой Украины я первый из чиновников такого ранга взял ответственность на себя, а не подставил подчиненного.
- Говорят, ваш герой - маршал Жуков?
- С детства увлекался военными фильмами и книгами. В 15 лет я уже прочитал все доступные мне мемуары советских полководцев. Мое видение маршала Жукова - как человека с очень сильным характером, великого полководца, который спасал судьбу Советского Союза в ключевые моменты битв. Вот мое представление о настоящем герое.

Мария ПШЕНИЧНАЯ, журналистка