Народные депутаты Украины защищают коллектив «Укрречфлота» от его президента

Комментарии:
Злоупотребления Павла Подлесного достигли таких масштабов, что его деятельность на посту президента «Укрречфлота» взволновала парламентариев.
В начале 2007 года народные депутаты Алла Александровская и Владимир Олейник, подозревая, что жемчужина украинского судоходства оказалась в беде, обратились в органы исполнительной власти с требованием выяснить, что же на самом деле происходит на предприятии.
Подозрения касались операций с акциями, поэтому внеплановую проверку было поручено провести Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Для вынесения вердикта Госкомиссии понадобилось несколько месяцев кропотливой работы. И труд этот был вознагражден - в мутной воде комиссии удалось поймать большую рыбу.
«В ходе проверки комиссия установила, что представители правления «Укрречфлота» на протяжении двух лет скупали акции компании без решения общего собрания. Это нарушение, злоупотребление. Если в результате расследования мы докажем факт нарушения законодательства, то дело будет передано в Генеральную прокуратуру», - рассказал об итогах проверки член Госкомиссии Владимир Петренко. Комиссией, в частности, было установлено, что президент «Укрречфлота» Павел Подлесный, превышая свои полномочия, а также вопреки требованиям ст.ст. 32 и 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», принял решение о выкупе акций собственной эмиссии компании. Кроме того, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку заключила, что при обмене ранее выкупленных собственных акций на акции других предприятий Павел Подлесный нарушил законодательство Украины и уставные документы компании.
Алла Александровская открыла глаза Фемиде
Таким образом, депутатский запрос оказался не «пустышкой» - Павел Подлесный действительно не смог замести все следы и факты, подтверждающие его причастность к «темным» делам. С помощью Аллы Александровской и Владимира Олейника подробности махинаций всплыли на поверхность. А так как «Укрречфлот» - предприятие-флагман своей отрасли, то и журналисты не могли остаться в стороне от скандала. Буквально через несколько дней документы, изобличающие господина Подлесного, появились на страницах авторитетных изданий. Эти документы четко вырисовывают схему, о которой говорила депутат Алла Александровская. Схему незаконного обмена в течение 2003-2005 годов Павлом Подлесным акций ОАО АСК «Укрречфлот» на акции предприятий-банкротов - ОАО «Энергопромторгресурсы», житомирского завода «Автозапчасть» и каховского завода электросварочного оборудования. Так, согласно одному из договоров обмена, стоимость одной акции Житомирского завода «Автозапчасть», обанкротившегося в 2004 году, была оценена в 8,5 гривны, стоимость акции «Укрречфлота» - около 7 гривен. Тогда как, согласно заключению Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз министерства юстиции Украины, по состоянию на дату обмена рыночная стоимость акций «Энергопромторгресурсы» и Житомирского завода «Автозапчасть» составляла
0 (ноль) гривен, стоимость акций «Укрречфлота» - около 7 гривен. Сомнительность такой операции подтвердит любой бухгалтер, даже тот, у которого за спиной лишь начальное образование. Таким образом Павел Подлесный через подконтрольные ему компании, участвовавшие в операциях обмена - «Речфлотсервис» (более 20%), «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» (более 16%) и «Инвест-Транс» (18,8%) - стал фактическим владельцем «Укрречфлота», в то время как 70-тысячный коллектив акционеров предприятия был «осчастливлен» передачей ему акций предприятий-банкротов.
После обнародования этих фактов открылись глаза на все происходящее и у Фемиды. Хотя до этого уголовное дело дважды, в 2006 и 2007 годах, закрывалось и, казалось, шансов на то, что справедливость восторжествует, не осталось никаких. В первом случае Генпрокуратура нашла оплошности в заполнении документов, на основании которых Днепропетровская областная прокуратура возбудила уголовное дело. Во втором - она попросту не нашла состава преступления, хотя рассмотрение документов продолжалось от силы дней пять.
Тем не менее, 14 мая этого года Печерский суд заставил Генпрокуратуру в третий раз возобновить следствие. «Суд пришел к заключению о том, что на момент открытия уголовного дела у следователя были достаточные основания считать наличными в данном случае достаточные признаки преступления, предусмотренные ст. 191 ч. 5 УК Украины… Вынесенное постановление о закрытии дела является необоснованным, преждевременным и таким, которое препятствует установлению истины по делу. Основания для закрытия дела по ст. 6 УПК Украины на данный момент отсутствуют», - значилось в решении суда. Президент «Укрречфлота» оспорил этот вердикт. Однако в конце июня Апелляционный суд Киева оставил решение Печерского суда в силе.
Что дальше? Срок от трех до пяти лет?
Единственная инстанция, которая теперь может воспрепятствовать следствию, - это Верховный суд. Впрочем, по отзывам юристов, подача искового заявления в этот орган занимает не менее трех-четырех месяцев, а этого более чем достаточно для того, чтобы Генпрокуратура окончила расследование случая «Укрречфлота». По словам юридического советника компании «Сократ» Дениса Кузнецова, если вина Павла Подлесного будет доказана, ему грозит тюремное заключение на срок от трех до пяти лет. Кроме того, по словам партнера юридической компании «Магистр и партнеры» Сергея Власенко, выводы Государственной комиссии по ценным бумагам могут послужить поводом для расторжения в судебном порядке договоров купли-продажи акций «Укрречфлота».
Другими словами, работники и акционеры «Укрречфлота», благодаря инициативе народных депутатов, все еще могут отстоять свои права и вернуть свои деньги. Вопрос только, когда это произойдет. Счет пошел на дни.

Артем КОЛЯДА, журналист