Кто виноват и что делать

Комментарии:
Мы продолжаем публиковать ответы специалистов Южно-Украинской АЭС на вопросы представителей общественности, касающиеся работы энергокомплекса.
Тема сегодняшней публикации - информирование жителей во время чрезвычайных ситуаций.
Вопрос: Мы не проинформированы о действиях жителей во время чрезвычайных ситуаций на станции, ничего не знаем о йодной профилактике населения, да и саму информацию о ЧП на АЭС (или по другому поводу) жители многих сел могут получить только «нарочно», так как радиотрансляционная сеть в большинстве населенных пунктов не работает.
Отвечает начальник отдела аварийного реагирования ОП ЮУАЭС Олег Моначинский.
О сферах ответственности
На основании действующих в Украине нормативно-правовых актов на областном, районном и городском уровнях существуют государственные структуры, на которые возложены задачи по оповещению населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения. Они же должны информировать о развитии случившейся чрезвычайной ситуации, ходе проведения мероприятий по ликвидации последствий. В задачи таких структур входит разъяснение населению, как действовать в условиях создавшейся обстановки. Они отвечают за обеспечение эвакуации населения из опасных зон и территорий, расселение в заранее согласованных безопасных местах, всестороннее обеспечение жизнедеятельности эвакуированных, оказание помощи (в том числе медицинской и психологической) пострадавшим, обеспечение населения средствами защиты, содержание в готовности к использованию защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий). Эти же службы должны проводить обучение населения действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций, осуществлять радиационное и химическое наблюдение и разведку, а также заблаговременно планировать все эти мероприятия.
На областном уровне выполнение вышеперечисленных задач возложено на следующие должностные лица и структуры:
- начальника гражданской обороны области - главу облгосадминистрации;
- главное управление МЧС Украины в Николаевской области с подчиненной ему оперативно-спасательной службой МЧС, подразделения которой расположены во всех районах и городах Николаевской области;
- Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и защите населения, пострадавшего от последствий Чернобыльской катастрофы;
- Николаевский областной учебный центр безопасности жизнедеятельности населения (областные курсы гражданской обороны);
- областные службы гражданской обороны, в соответствии с Законом Украины «Про цивільну оборону України»;
- службу медицины катастроф;
- комиссию по вопросам чрезвычайных ситуаций и техногенно-экологической безопасности при облгосадминистрации;
- областную эвакуационную комиссию при облгосадминистрации.
На уровне городов и районных центров области этими вопросами занимаются соответствующие должностные лица и структуры.
Кроме того, руководители объектов хозяйственной деятельности всех форм собственности являются начальниками ГО своих объектов и обязаны создавать на объектах определенные законом структуры ГО и защиты своих работников от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (далее - ЧС).
Для защиты населения и территорий от ЧС, в том числе и от аварий в ОП ЮУАЭС, все вышеперечисленные структуры обязаны проводить обучение населения действиям в случае угрозы возникновения ЧС, в условиях возникшей ЧС, по сигналам оповещения. Все необходимые для этого способы обучения, периодичность обучения, методики и т. п. определены нормативными документами и имеются у них в наличии.
Для реагирования на ЧС и проведения работ по ликвидации их последствий, на областном, районном и городском уровнях разрабатываются «План ГО (защиты населения)», «Планы реагирования органов управления и сил гражданской защиты» на все возможные (прогнозируемые) ЧС для данной местности, с учетом как климатических условий, так и расположенных промышленных объектов, «Планы эвакуации населения на случай ЧС». Все эти планы секретными не являются и государственные органы обязаны доводить их содержание в необходимом объеме до населения и обучать население действовать по ним.
Вся необходимая и имеющаяся в ОП ЮУАЭС для составления этих планов информация, расчетные и прогнозируемые данные о возможной обстановке в случае радиационных аварий различного класса передана и передается, в случае изменения, в вышеперечисленные организации для разработки и уточнения планов реагирования и защиты населения.
О калий-йодной профилактике
В соответствии со ст. 8 Закона Украины «О Гражданской обороне Украины» и распоряжением первого заместителя главы Николаевской облгосадминистрации от 24.03.2006 г. «Об усовершенствовании мероприятий по йодной профилактике населения области», ОП ЮУАЭС в 2006 году закуплено необходимое количество препарата стабильного йода и выдано в центральные больницы районов и городов 30-километровой зоны вокруг АЭС. Это мероприятие проведено в рамках плановой замены препарата, выданного в 2003 году, и срок годности которого истек. Только для населения Вознесенского района было выдано 21,4 кг, а для Вознесенска - 55 кг препарата. Выдача проводилась по накладным. Это количество рассчитывалось специалистами Николаевской облгосадминистрации, исходя из количества населения и 10-дневной нормы употребления. Вместе с препаратом калий-йода были выданы инструкции по его употреблению в количестве, равном количеству упаковок калий-йода. Обязанности по выдаче препарата населению, инструктажу каждого жителя по порядку хранения и употребления препарата возложены на местную (районную или городскую) медицинскую службу.
Со своей стороны, напомним, для чего и как проводится йодная профилактика. В случае принятия решения о проведении йодной профилактики, вас проинформируют об этом местные органы власти. Путем приема безвредного калия иодида предотвращается попадание в щитовидную железу радиоактивных изотопов йода. Для этого в течение 7-10 дней раз в сутки после еды взрослыми и детьми старше двух лет принимается половина таблетки (125 миллиграммов), детьми до двух лет - одна шестая часть таблетки (40 миллиграммов) и запивается при этом чаем или водой. Узнайте у врача, нет ли у вас противопоказаний к этому препарату. Он категорически противопоказан беременным женщинам.
О системах оповещения
Для оповещения населения о возникшей ЧС или угрозе возникновения ЧС в области, на базе специальной аппаратуры существует областная система оповещения ГО, состоящая из сирен, уличных громкоговорителей, радиопроводной связи. Все эти средства объединены в единую систему с выходом на общегосударственную систему оповещения. Система оповещения ОП ЮУАЭС также соединена с областной. Работоспособность системы оповещения ГО контролирует Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и защите населения, пострадавшего от последствий Чернобыльской катастрофы, в котором есть отдел связи, а работоспособность обеспечивают местные органы власти, которые заключают договора с «Укртелекомом» на техническое обслуживание системы оповещения и ежемесячно оплачивают его. В обязанность ОП ЮУАЭС входит немедленное оповещение местных органов власти и местного самоуправления о возникшей аварии или угрозе ее возникновения, выдаче рекомендаций по необходимым мерам защиты населения, о ходе протекания аварии и обстановке, которая складывается. Для выполнения этой задачи есть все необходимые каналы связи с органами местной власти и местного самоуправления на областном и районном уровнях. Оповещение о ЧС и последующее информирование населения органы власти будут проводить также по каналам радио и телевидения, в том числе - центрального.
Печатается с продолжением.

Группа по связям со СМИ и общественностью Южно-Украинской АЭС