Пока страна выбирает премьеров, экономика уже «проголосовала»

Комментарии:
Предвыборная кампания все больше напоминает сватовство, во время которого политические силы, как настоящие «женихи», пытаются добиться симпатий молодой Украины. И здесь, конечно, важно не ошибиться.
Кому отдать руку и сердце, а кому вручить гарбуз? Один обещает верность и стабильный заработок, другой приглашает в Париж, хотя уже сейчас видно, что с таким муженьком денег у будущей семьи не хватит даже на оплату детского сада.
В личной жизни, конечно, можно поступать эмоционально: мол, с милым рай и в шалаше. Но политический выбор нужно делать не сердцем, а умом.
В нашей памяти свежи все три сценария развития страны, когда при власти вначале было правительство Ю. Тимошенко, потом - Ю. Еханурова и, наконец, В. Януковича. Всем им удалось проработать на должности премьера приблизительно одинаковый короткий срок от 8 месяцев до года. От всех трех правительств страна ожидала быстрых позитивных результатов. Но получилось это не у каждого.
Во всем мире развитие экономики оценивают по росту валового внутреннего продукта (ВВП). Если проследить динамику роста ВВП при последних трех правительствах, то выводы будут однозначно в пользу В. Януковича. Его команде практически нет равных по умению создавать условия для экономического развития страны. В
2003 году правительство Виктора Януковича продемонстрировало один из лучших в СНГ показателей роста ВВП, и после прихода в 2006 году также ставит свои рекорды. При Тимошенко ВВП, в среднем, увеличивался на 2,8 процента, при Еханурове - на 3,5 процента, при Януковиче - на 8,3 процента.
Еще более впечатляющие результаты - в динамике роста промышленности: при Тимошенко этот рост составлял, в среднем, 2,5 процента, при Еханурове - 3,5 процента, при Януковиче - 9,9 процента.
Объясняя эти невысокие показатели деятельности Юлии Тимошенко на посту премьера, ее защитники часто ссылаются на то, что в 2005 году отмечалось падение цен на рынках металлургической продукции, которая является одной из основных статей нашего экспорта. Мол, если бы Тимошенко не остановили на самом взлете, она бы еще ого-го какие результаты продемонстрировала! Помилуйте, но спад в металлургии в 2005 году был всего 1,5 процента. Почему же тогда рост ВВП снизился с 15,0 процента (в сентябре 2004 г. при правительстве Януковича) до - 1,6 процента (падение ВВП в августе 2005 г. перед отставкой Ю. Тимошенко)?
Причина, конечно, не в ценах на металл, а в том, что при «оранжевых» правительствах отечественные предприниматели и иностранные инвесторы чувствовали себя неуверенно из-за постоянно меняющихся правил игры и отсутствия четкой линии правительства. Экономика была поставлена в зависимость от единоличных решений премьера, а нестабильность лишила предприятия возможностей планировать свою работу на годы вперед. Как следствие - сокращение инвестиций в тех отраслях, которые не приносят мгновенной окупаемости. Например, очень сильный спад в 2005 году произошел в строительной сфере: объемы строительства уменьшились на 6,6 процента (хотя за год до этого был очень высокий прирост в 26,2 процента). После создания коалиционного правительства в 2006 году рост в строительстве восстановлен: темпы увеличились в 4 раза и составили в начале 2007-го 26,3 процента прироста в месяц.
Однако будем объективными. Достижением «оранжевых» правительств Тимошенко и Еханурова является настоящий инвестиционный прорыв: темпы привлечения иностранных инвестиций в 2005-2006 годах очень высокие, особенно после продажи «Криворожстали». Другой вопрос, куда эти средства шли. Особенно покрыта мраком судьба денег от приватизации «Криворожстали». Как-никак, 5 миллиардов долларов. К сожалению, правительство Януковича следов тех миллиардов не нашло, зато смогло сохранить и даже улучшить высокие темпы прироста иностранных инвестиций - по 1,2-1,3 миллиарда долларов ежеквартально, на что еще несколько лет назад нужно было трудиться целый год.
Явные неудачи «оранжевых» правительств списываются на то, что главной задачей премьеры Тимошенко и Ехануров считали повышение благосостояния граждан, а не улучшение экономики. Но почему не одно и другое, как это предлагает правительство Януковича?
Опыт хозяйствования стран Восточной Европы показал, что если рост доходов граждан намного превышает рост экономики, это приводит к негативным последствиям в народном хозяйстве. Вот вам пример. Темпы прироста реальных доходов при «оранжевых» правительствах в 4-8 раз превышали темпы прироста ВВП, тогда как оптимальным является опережение в 1,5-2 раза. Рост доходов граждан в 2005-2006 годах был более 20 процентов при довольно плачевных показателях роста ВВП. Правительства Тимошенко и Еханурова, которым не удалось сладить с экономикой, пытались отрицать очевидные экономические законы и достичь улучшения благосостояния граждан, даже несмотря на падение доходов во многих отраслях промышленности. Видимо, ожидалось, что деньги, выданные на руки гражданам, вернутся в украинскую экономику через магазины. Люди действительно бросились отоваривать эти деньги. Но к этому не успел подготовиться украинский товаропроизводитель, который в 2005-м как раз оказался не на подъеме. В результате возросший спрос покупатели удовлетворяли импортными товарами: начиная от яблок и заканчивая автомобилями. Фактически, страна щедро оплатила труд иностранных рабочих, а отечественные товаропроизводители потеряли нужные им инвестиции. Украина из мощного экспортера превратилась в мощного импортера. В 2005-2006 гг. мы стали покупать за рубежом намного больше, чем продавать туда своей продукции. Стали больше тратить, чем зарабатывать.
Но краткосрочный эффект этого «повышения благосостояния» был достигнут: во время предвыборных баталий Блок Тимошенко и «Наша Украина» разворачивают знамена борцов за улучшение жизни граждан и утверждают, что «рост ВВП на кармане простого украинца не отражается». Еще как отражается. Рост доходов граждан при правительстве Януковича подкреплен успехами в экономике, он объяснимый и обоснованный. И этот рост станет еще более впечатляющим, если нынешнему правительству удастся реализовать свои планы относительно повышения минимальных социальных стандартов, заработной платы работникам бюджетной сферы. А этого, как раз, очень боятся политические оппоненты, понимающие, что последний козырь в разговоре с людьми уплывает у них из рук.
В ближайшие два месяца мы услышим разные объяснения менее удачливых управленцев, почему им не удалось достичь обещанных результатов на своих высоких постах. Вам выбирать: верить или не верить? Но экономика - этот самый объективный избиратель - уже проголосовала. При «оранжевых» правительствах она чахнет, а при Януковиче - поднимается. Экономика уже точно знает, какой премьер ей нужен.

Анна ШЕВЧУК, журналистка