«Дельта-лоцман»: на большой воде

Комментарии:
Масштабный проект авторитетного николаевского предприятия по восстановлению судоходства в украинской части Дуная может обогатить нашу страну на 10-15 миллиардов долларов
В канун профессионального праздника моряков директор государственного предприятия «Дельта-лоцман» Виктор Бездольный в составе делегации в Женеве представил отчет Украины комитету по применению Конвенции по оценке влияния на природную среду в трансграничном контексте (Конвенция Еспоо) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Именно такой документ потребовался от нашей страны в защиту государственных интересов в украинской части Дуная.

- Виктор Владимирович, 1 июля Украина отметила день работников морского и речного флота. И исторически, и географически город Николаев имеет прямое отношение к профессии моряка, к этому празднику. Сотрудники государственного предприятия «Дельта-лоцман», понятно, не только продолжают морские традиции. Сейчас, как известно, предприятие является головным в морской отрасли Украины в выполнении международных обязательств по безопасному проходу судов в своих водах. Какие задачи стоят перед работниками предприятия и каков сегодня статус ГП «Дельта-лоцман»?
- Обеспечение безопасности мореплавания в водах Украины является основной уставной задачей, определяющей всю деятельность нашего предприятия. В общем, для любой морской державы это один из важнейших вопросов. Первые документы, подписанные Украиной с институтами Евросоюза, подтверждают этот тезис. Выполнение международных конвенций по обеспечению безопасности мореплавания также находится под пристальным вниманием ООН, ЮНЕСКО, Международной морской организации (ИМО) и других международных ведомств. Решать эти вопросы необходимо системно и комплексно.
После того, как в 2005 году было принято решение о ликвидации «Дельта-лоцман», вновь возникла необходимость воссоздать это предприятие. Комиссия Кабинета министров Украины признала эффективность объединения разрозненных служб в единое предприятие, о чем говорили реальные высокие достижения в этой сфере, а также высокая оценка национальной и международной морской общественности, что для морской державы весьма важно.
Я полагаю, николаевцы знают, как это предприятие пытались опорочить, разорвать на части и затем ликвидировать. Путем реорганизации ГП «Дельта-лоцман» восстановлено: на основании приказа министерства транспорта и связи №945 о приостановлении ликвидации и присоединении искусственно оторванных частей государственной лоцманской службы и службы регулирования движения судов. Этим же приказом на предприятие возложены функции головного в сфере обеспечения безопасности мореплавания в водах Украины: в соответствии с мировыми стандартами и международными нормами.
Флаг предприятия снова поднят и реет на флагштоках у зданий и прибрежных объектов в Одесской, Николаевской, Херсонской, Запорожской, Донецкой областях и АР Крым. Кстати, центральный офис и юридический адрес предприятия и теоретически, и практически мог находиться в любой из этих областей или в Крыму. Открою маленький секрет: во время создания «Дельта-лоцман» стоял вопрос о расположении юридического адреса предприятия в Одессе, но с точки зрения исторической справедливости, географического удобства и других немаловажных критериев, центр «прописался» в городе Николаеве.
Сейчас коллектив нацелен на выполнение проектов, которые были приостановлены в 2005-2006 годах, а также разработанных в последнее время: дальнейшее построение государственной системы мониторинга надводной обстановки в водах Украины - в рамках подготовленного договора между минтрансом, минобороны и Госкомграницы, совершенствование системы поиска и спасения в морской зоне ответственности Украины, создание навигационно-информационных систем на внутренних водных путях, расширение пропускных возможностей морских каналов общегосударственного значения и дальнейшая реализация проекта «Дунай - Черное море».
- Время от времени в СМИ проскальзывает информация о реализации одного из самых амбициозных проектов Украины по восстановлению судоходства в украинской части Дуная. И именно «Дельта-лоцман» еще до «событий 2005-2006 годов», как вы это называете, занимался реализацией этого проекта. Хотелось бы знать из первоисточника, как обстоят дела на самом деле?
- По результатам исследований английского института Рендея, по коэффициенту транзитности Украина занимает первое место в Европе. Эксперты Евросоюза в сфере транспорта называют цифру в 100 миллиардов долларов: на такую сумму возрастет стоимость услуг по грузоперевозкам между Европой и Азией по VII трассе седьмого международного транспортного (дунайского) коридора. Реализация этого проекта, как одного из главных элементов транспортных коммуникаций по вектору «восток-запад», даст нашей стране возможность получить 10-15 процентов этих доходов, то есть,
10-15 миллиардов долларов. Реализация амбициозных транспортных программ и поступательное движение экономики Украины создает условия для привлечения в транспортный комплекс значительных инвестиций. Наконец, дальнейшая интеграция национальной транспортной системы в международную отвечает стратегическим целям нашего государства и создает благополучные условия для вхождения Украины в Евросоюз.
Поэтому проект глубоководного судового хода «Дунай - Черное море» - один из стратегических для украинского правительства и государства в целом. С точки зрения социальной значимости, развитие этого судового хода обеспечит сотням тысяч украинских граждан прибрежных районов стабильную работу и достойную заработную плату. С другой стороны, станет очередным этапом сближения Украины и Европейского Союза в части создания современной транспортной инфраструктуры для оптимизации товарооборота между Западом и Востоком.
С октября 2006 года, после восстановления ГП «Дельта-лоцман», активные системные и комплексные работы по реализации проекта «Дунай - Черное море» продолжились. Уже закончена разработка проектной документации, получены все необходимые согласования с министерствами и ведомствами, проведена государственная экспертиза, получившая положительную оценку, проведены также и необходимые для начала работы разрешительные и тендерные процедуры.
В кратчайший срок работа началась. Выполнялась она в довольно сложное для дноуглубительных работ осенне-зимне-весеннее время. Однако специалисты нашего предприятия и специализированных судов «Черномортехфлота» «Усть-Дунайводпути» с честью справились с этой задачей. Уже в конце апреля украинский судовой ход «Дунай - Черное море» был открыт для плавания судов всех флагов.
К 15 июля зарегистрировано 280 судов, прошедших через гирло Быстрое, из них примерно 45 процентов - «иностранцы». По украинскому водному пути прошли суда под 17 флагами: Турции, России, и, понятное дело, «оффшоров». При этом ассортимент перевозимых грузов следующий: зерно (Украина, Россия, Казахстан), металлы (Украина, Россия), различные руды (Украина, Россия, Казахстан), уголь (Украина, Россия, Казахстан), нефтепродукты (Россия, Азербайджан), глина (Украина), марганец (Украина), лес и пиломатериалы (Украина и Россия), генеральные грузы (Украина, Россия, Казахстан) и т. д.
В процессе выполнения эксплуатационных землечерпательных работ увеличивались и проходные осадки судов. Сейчас - пока - она составляет 5,5 метра. Скажу, для сравнения, что максимальная проходная осадка судов по альтернативным румынским каналам составляет 7 метров. В мае (это был первый месяц после возобновления работы украинского судового хода), в среднем, по гирлу проходило одно судно, в июне - три, а в июле уже пять. Дальнейшее увеличение судопотока по украинскому судовому пути, согласно проекту, реально возможно при достижении конкурентоспособной проходной осадки не менее 7,2 метра. Восстановление судоходства по трассе украинского судового хода продолжается и сейчас.
Уникальность этого проекта еще и в том, что все работы организованы таким образом, что, не останавливая производственный процесс, одновременно можно обеспечить безопасный пропуск судов, а это, в свою очередь, дает возможность получать доход с еще недостроенного объекта. Другими словами, «мерседес» пока не собран, а уже дает ощутимую прибыль. Так вот, за два месяца доход составил около двух миллионов гривен. И контролирующие организации довольны: могут выполнять одновременно необходимый мониторинг строительства и эксплуатации судового хода.
Николаевцам, я думаю, будет интересно узнать, что через украинский ход из портов нашего региона в страны Европы пошли грузы: металл, руда, уголь, кокс, зерно, лесоматериалы и прочее.
- Как к этому отнеслись наши румынские соседи?
- Как только возобновились работы и пошли первые суда, румынская сторона снова начала широкомасштабную кампанию по дискредитации украинского проекта. Для этого они привлекли международные организации, действующие под эгидой ООН, Евросоюза и ЮНЕСКО.
Очевидно, что главная причина такой реакции румынской стороны лежит, разумеется, в экономической плоскости: реализация украинского проекта нарушает монополию Румынии в соединении «река Дунай - Черное море», поскольку любой выход в море всегда был и остается важным стратегическим объектом. Тем более, выход из реки Дунай, которая является главным водным путем Европы! В свое время Г. Н. Кирпа даже назвал его «малым Босфором». Монопольное же положение на этом важном участке всегда давало Румынии возможность получать значительные экономические и политические дивиденды.
- Виктор Владимирович, какие аргументы приводит румынская сторона?
- Основной темой для достижения экономического результата они избрали экологию: Украина, якобы, нарушает национальные и международные нормы в защите окружающей среды.
Вот теперь, наконец-то, мы и подошли к тому, с чего начали разговор. Совсем недавно, с 26 по 28 июня, на основании очередной «ноты» румынской стороны, в Женеве рассматривали жалобу: действительно ли Украина нарушает международные конвенции?
Комитет по применению Конвенции по оценке влияния на природную среду в трансграничном контексте (Конвенция Еспоо) Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) детально изучил документы, представленные румынской и украинской сторонами.
Наша делегация представила детальный отчет в электронном и печатном виде, который базировался на фактах и аргументах. Кроме того, мы выступили с презентационным докладом и ответили на все вопросы комитета Конвенции Еспоо. Румынская сторона хоть и настаивала на применении санкций в отношении Украины, но при этом не представила комитету материалы, подтверждающие, что Украина нарушает природоохранные нормы.
- К чему пришли?
- Комитет не принял предложение румынской стороны о приостановлении украинского проекта, а рекомендовал до октября 2007 года согласовать многие спорные вопросы на двухстороннем уровне. В мае 2008 года комитет вновь вернется к этой теме.
- Какими материальными средствами был подкреплен этот проект, и какой объем финансирования заложен в государственном бюджете на этот год? Что уже освоено?
- До 2005 года бюджетного финансирования вообще не было. В конце 2006 года мы освоили все предусмотренные законом средства. Это значит, что в соответствии с законом «О государственном бюджете Украины на 2007 год», нашему предприятию, по программе «Поддержание эксплуатационно безопасного состояния судоходных шлюзов, внутренних водных путей и мероприятия по строительству дамбы в рамках проекта создания судоходного канала «река Дунай - Черное море», выделены денежные средства в размере 38,1миллиона гривен. В июне этого года, с подачи минтранссвязи и правительства, Верховная Рада Украины дополнительно выделила еще 30 миллионов гривен - на строительство дамбы для защиты морского подходного канала.
К началу июля состоялась процедура открытых торгов на закупку работ по строительству дамбы, как того требует закон о госзакупках. Сейчас уже объявлен новый тендер - на дополнительно выделенные 30 миллионов гривен. До конца этого года государственные средства будут освоены в полном объеме.
- Поскольку информация «из первых уст» лишена привкуса сплетен, еще один «неудобный вопрос»: поговаривают, что дела на предприятии не блестящие?
- Да… Кому-то деятельность «Дельта-лоцман», причем, успешная, не дает спокойно спать. Попытки дискредитировать, опорочить, дестабилизировать нашу работу все еще продолжаются. Когда в 2006 году предприятие сделали убыточным, оно было никому не нужным. Это при том, вы помните, что до 2005 года «Дельта-лоцман» был одним из самых рентабельных и, естественно, самым прибыльным как в Николаевской области, так и в отрасли.
Как только предприятие восстановилось, уже в четвертом квартале 2006 года разница финансового положения стала поразительной: за этот период 2005 года убытки составляли 25,3 миллиона гривен, а за третий квартал 2006-го предприятие стало прибыльным, с суммой в 18,1 миллиона!
Давайте посмотрим только на реальные цифры этого года, и тогда поводов для слухов не будет. Итак, в конце 2005 года предприятие было разделено на две части. Реальный доход в 2005-2006 годах остался приблизительно на том же уровне, а прибыль, и особенно поступления в бюджет, уменьшились почти в два раза. Теперь сравним основные экономические показатели первого квартала 2007 года с аналогичными периодами 2006 и 2005 годов. За эти два года доход составлял, соответственно, 56697,6 и 56888,7 тысячи гривен, а в 2007 году - 68869,4 тысячи, то есть в этом году, по сравнению с предыдущими годами, за один квартал доход вырос, в среднем, на 12 миллионов гривен. Прибыль 2005 и 2006 годов: 13132,3 и 6951,4 тысячи гривен, а в 2007 году - 21659,8 тысячи. То есть, по сравнению с 2005 годом, она возросла на 40 процентов, а с 2006-м - на 230 процентов.
Кстати, в выводах комиссии Кабинета министров Украины, которая работала на предприятии в октябре 2006 года, нашел отражение аргумент, что объединение государственных предприятий «Дельта-лоцман» и «ГМЛС» позитивно отразится на комплексном обеспечении безопасности мореплавания в территориальных водах Украины с единой системой управления и единой технологией.
- В заключение - уже тривиальный вопрос о планах на будущее?
- Предприятие планирует и дальше, в интересах государства, активно развиваться, выполняя главную задачу по обеспечению безопасности мореплавания в водах Украины, внося при этом ощутимый реальный вклад в финансовые показатели и Николаевской области, и всей морской отрасли страны.
В ближайшее время, с помощью интернет-конференции и встреч с журналистами николаевских СМИ, «Дельта-лоцман» ответит на все вопросы, интересующие горожан.