Верните народу цены на топливо времен правительства Тимошенко!

Комментарии:
То, что экономические прогнозы правительства Януковича противоречат реальным наблюдениям из жизни - уже не новость. Достаточно вспомнить пафосные заявления о рекордно низкой инфляции на 2007 год. Однако стремительный рост цен на бензин сегодня интересен даже не отсутствием противодействия министра экономики - полезно сравнить нынешний кризис и публичную реакцию на нее с широко известными событиями двухгодичной давности.
Так, в апреле-мае 2005 года правительство Юлии Тимошенко столкнулось с проблемой стремительного подорожания нефтепродуктов на фоне активных весенне-полевых работ. За несколько недель цена не только дизельного топлива, но и А-95 бензина подскочила сразу на несколько десятков копеек. Наиболее спекулятивным выглядело подорожание высокооктанового бензина, сезонного роста спроса на который, в отличие от дизтоплива, не было. Хотя бы потому, что в трактора не заливают А-95.
Тогда, с первых дней кризиса, правительство использовало весь арсенал доступных методов: от прямого административного давления до «круглых столов», где принимали участие руководители основных нефтеперерабатывающих компаний с Президентом, который в тот раз сыграл роль «доброго следователя».
В конце концов, несколько месяцев борьбы закончились компромиссом. Под давлением правительства Тимошенко, парламент принял закон об отмене ввозной пошлины на высокооктановые бензины и дизельное топливо. В ответ нефтетрейдеры остановили увеличение цен, которые сначала поднялись до 3,20 грн/литр, а потом упали до 2,90 грн/литр А-95.
Впрочем, тогда это не остановило широкой пропагандистской кампании сторонников Януковича, которые орали, что это целая катастрофа, а иностранные газеты, наверняка под заказ партии Регионов, убеждали, что Тимошенко, якобы, «вмешивается в деятельность рынка».
Такой несколько расширенный экскурс в историю был нужен, чтобы понять, что происходит сейчас. Ведь цены на бензин растут уже почти полгода, и на киевских АЗС поднялись на А-95 от 3,90 грн. до 4,80 грн./литр., то есть, на 90(!) копеек. Тем не менее, в правительстве никто не говорит о «бензиновом кризисе», что и понятно - накануне выборов рациональней делать вид, что все хорошо.
В отличие от 2005-го, не происходит встреч премьер-министра с руководителями нефтеперерабатывающих компаний. Министр экономики Анатолий Кинах, памятуя, наверное, какой ценой досталось ему кресло в правительстве, рост цен на топливо вообще комментирует редко. Точнее, по большей части он униженно молчит.
В конце концов, собрание народных депутатов Верховной Рады 5-го созыва, которое все еще гордо называет себя парламентом, даже не попыталось принять ни одного закона для урегулирования бензинового кризиса. Еще интереснее, что на фоне роста стоимости бензина почти на гривну, известный краснобай-экономист Николай Азаров с экранов телевизоров почти исчез.
В 2005 году на правительство Тимошенко давили ценами на энергоносители как украинские, так и российские олигархи. Теперь правительство Януковича трудно заподозрить в конфликте с российскими власть имущими, тем не менее, несмотря на это, цены на бензин уже подскочили вдвое больше, чем во времена кризиса два года тому назад.
Многолетняя практика предвыборных кампаний заставила украинских политиков хорошо выучить один широко известный прием - чтобы ни происходило, надо говорить только об оппоненте, ставя под сомнения его квалификацию или хотя бы правильность его действий. Благодаря этому, возникает впечатление безукоризненности критика. Иными словами - тот, кто ставит оценки другому, сам выглядит безупречным.
Вот уже месяц, как мы наблюдаем классику украинских политтехнологий. Газеты и телеканалы обсуждают очередное улучшение здоровья министра, которому не удалось спровоцировать стрельбу в стенах ГПУ. Общество волнует новый расклад сил в Центризбиркоме. Правительственная коалиция ежедневно находит повод, чтобы рассказать нам о якобы неконституционности действий Президента и незаконности действий оппозиции.
Только вот о бензиновом кризисе правительство молчит, как рыба об лед.
В кулуарах парламента журналисты пробовали заполучить комментарии на эту тему у ведущих «спикеров» партии Регионов. Да, рост цен на топливо, как и на хлеб, они признают, но при этом, дружно не дают этому процессу никаких экономических объяснений.
Тем временем, увеличение цен на топливо в Украине происходит вопреки мировой тенденции. За последние несколько недель цены на дизтопливо в Европе упали на 10 процентов. На фоне этого прогнозы министра экономики Анатолия Кинаха о том, что в Украине цены на топливо вырастут еще на 6-7 процентов выглядят просто как издевательство.
Еще чуть-чуть, и цены на А-95 в Украине сравняются с ценами на бензин марки «Super» в Германии. Да только зарплата среднестатистического украинца намного ниже, чем у ФРГ.
Могло ли быть иначе? 2005 год показал, что правительство Тимошенко смогло результативно побороться с повышением цен. Более того, сегодня выглядит недостижимой мечтой, чтобы Виктор Янукович и его министры добились хотя бы показателей «бензинового кризиса» правительства Тимошенко - в этом случае А-95 в Киеве стоил бы не 4,80, а только 2,90 грн/литр.

Юрий ГОНЧАРЕНКО, журналист