Родители или надзиратели

Советы николаевского практического психолога Лады ЗахаровойВоспитание ребенка - задача не из легких. Помощь и советы в этом деле никогда не помешают, особенно если это практический психолог, мама двух детей Лада Германовна Захарова.

- С чего начинается воспитание ребенка?
- Воспитание начните с себя. Психика имеет свойство отображения действительности. То, как ведет себя мама, как она воспринимает жизнь, становится образцом поведения для малыша. Воспитание начинается с понимания, что ребенок меня видит и наследует меня.   
- Есть основные моменты прививания привычек, воспитания качеств?
- Надо это делать постепенно и начинать с простого. В формировании качеств и привычек, на мой взгляд, есть три момента: системность, последовательность и позитивное подкрепление действий ребенка.
- Стоит ли изменять качества, которые ярко выражены у ребенка, но они, по мнению родителей, негативные?
- Очень часто дети и родители не совпадают по темпераменту. К примеру, мама спокойная, а у нее очень возбудимый, подвижный ребенок. Ей кажется, что это ненормально, что нужно менять эту сторону поведения. Но прежде чем что-то менять, нужно посмотреть причины такого поведения: особенности малыша, события в его жизни, обратить внимание на режим дня. Если подвижность, возбудимость - это качество личности, то нужно помочь ему проявлять это качество в таких ситуациях, где это приемлемо. К примеру, отдавать не в кружок оригами, а на легкую атлетику. То есть, искать возможность природные качества ребенка задействовать позитивным способом.

кризис трех лет у ребенка

- Вы сказали, что стоит обратить внимание на возрастные периоды. На какие именно?  
- Существуют так называемые «возрастные кризисы». Первый из них - это «кризис новорожденности». Зачастую его не замечают, так как он длится с момента рождения и до двух месяцев. В этот период важна спокойная окружающая среда, чтобы все было вокруг «по-домашнему». Мама привыкает к малышу, а малыш - к маме.
Далее «кризис года». В этот период малыш начинает более четко отделять себя от окружающих. Главный момент в том, что контроль со стороны родителей должен увеличиваться, но контроль должен быть сопровождающим. Нельзя кричать «не иди, а то упадешь», так малыш никогда не научится ходить. Нужно учить ребенка приемлемым способам общения с миром: рассказывать, показывать и даже предугадывать интерес ребенка. Не запрещать, а разрешать, но под контролем. Обычно к этому кризису не всегда готовы взрослые. Так как уже не надо пеленать, а нужно показывать мир, что значительно сложнее.
- Дальше еще сложнее?
- Ребенку 3 года. В это время появляется «кризис идентичности» или «я сам». В этот период ребенок стремится уже к самостоятельной деятельности, очень часто, как кажется родителям, наперекор им. Часто можно слышать, что в три года - это упрямый, неконтролируемый, капризный ребенок. Он говорит «я хочу», а родители это воспринимают, как непослушание. На самом деле, такое поведение имеет следующий подтекст: малыш хочет научиться сам принимать решения, быть самостоятельным. Желание родителей к тотальному послушанию приводит к тому, что ребенок может  позже быть контролируемым другими. Следует выдвигать разумные, посильные требования и следить за их выполнением. В этот период ребенок начинает выходить в «большой» мир, появляется больше социальных контактов.
- Лада Германовна, на что нужно обращать внимание в дошкольном возрасте?
- Этот период называется «кризис семи лет». Сейчас идут в школу с шести лет. Поэтому им приходится переживать этот «кризис» - переходный период - в более ускоренном темпе. Родителям кажется, что ребенку очень легко осваивать реальность. На самом деле все по-иному. Ребенок понимает, что его поведение уже должно регулироваться какими-то правилами. За первый год учебы дети должны многому научиться (читать, писать), в том числе особенностям поведения. Личностная зрелость не у всех одинакова, поэтому стоит учитывать возможности и потребности ребенка и родительские требования. Родители должны определить для себя: это личные амбиции, или ребенок действительно сможет учиться?
- А как насчет поощрений?
- Маленькие награды формируют стремление. Не только материальные награды, но и похвала тоже должна присутствовать.  
- Как мама, что бы вы могли пожелать другим мамам?
- Пока ваши дети - дети, попробуйте научиться наслаждаться временем, которое вы проводите с ними. Другого шанса в жизни не будет. Есть очень много вещей, которые нам кажутся важнее, но когда проходит время, то понимаешь: ты потратил время не на то. Минуты, проведенные с родителями, ребенок запоминает на всю жизнь. В эти минуты он понимает, что он кому-то нужен.