Выгрузка фосфоритов в николаевском морском порту вредят городской экологии

Мехеда Виталий
Комментарии:
Николаевский морской торговый порт - единственный в стране, где осуществляется переработка поступающих из Сирии, Марокко и Египта фосфоритов для производства достаточно дефицитных сельскохозяйственных удобрений. По этой причине фосфориты принято называть для Украины "критическим импортом".
Удаленность жилого сектора от места грузоперевалки в Николаевском порту является фактором, способствующим переработке здесь этого специфического груза. В других портах страны "принимать" фосфориты по ряду причин экологического характера практически невозможно. Важно и то, что николаевцы, наработали немалый опыт переработки импортных минералов, имеют даже свои собственные технологии.
И, тем не менее, специалисты убеждены: дальше продолжать работать по тем же схемам (т.е. производить выгрузку открытым способом) невозможно. Ибо это может принести немалый вред окружающей природной среде.
Вместе с тем, нереально и отказаться от этого навалочного груза. Во-первых, как уже говорилось выше, фосфориты для Украины - критический импорт, это важнейшее сырье для Днепропетровского, Сумского и других предприятий химической промышленности в Украине. А их продукция - удобрения - более чем востребованы в сельском хозяйстве. К тому же, россияне и белорусы также заинтересованы в грузопоставках минерального сырья. Белорусские партнеры - производители хлористого калия, который в номенклатуре нашего порта занимает главное место, предложили экономичную схему: в Николаев флотом из Белоруссии доставляем партии химкалия, а в обратный путь грузим на речные суда (дабы не гнать порожняк), фосфориты. Думается, такой вариант в полной мере отвечает экономической стратегии николаевцев. Ибо в этом случае они "привязывают к своей колеснице" основных партнеров.
Можно не беспокоиться, что в силу конъюнктурных соображений химкалий "уплывет" в другой порт. Переработка фосфоритов материализуется в значительную цифру прибыли порта. Груз - высокотарифный, его объемы из года в год растут. Если вначале на причалах НМТП переработывалось в год сто пятьдесят тысяч тонн, то в соответствии с планом на нынешний год намечено "сделать" семьсот - в номенклатуре грузов порта фосфориты составляют примерно тридцать процентов.
Возникает непростой вопрос: что делать, если северо-африканские фосфориты нужны и порту, и стране, но перерабатывать их открытым способом нельзя. Образно говоря, как впрячь в одну телегу коня и трепетную лань.
Да что же здесь сложного? Дабы защитить окружающую природную среду от негативных воздействий, надо построить современный специализированный комплекс закрытого типа, да и дело с концом.
- Разумеется, портовики стоят именно на такой логичной и правильной позиции. Они хотят возвести на территории предприятия в районе тридцатого причала современный терминал реверсного типа - для того, чтобы отгружать белорусские удобрения на экспорт. Это позволило бы, так сказать, полностью локализировать все технологические процессы, связанные с переработкой опасного груза, сделать ее таковой, дабы исключалась даже минимальная возможность на несения экологии ущерба, - рассказывает заместитель начальника Николаевского морского порта по охране труда и экологии Вячеслав Чернышев.
Но здесь-то и наступает сложность. Есть инвестор, иноземный. Он готов вложить деньги в реализацию дорогостоящего проекта (у порта таких денег нет), но при условии аренды земли под строительство. Инвестора понять можно. При столь неопределенной политической ситуации в стране, где всякий раз с приходом новой властной команды, принимаются диаметрально противоположные решения и понятия "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя" стремительно меняются местами, вкладывать деньги не глядя, никто не решится.
Быть или не быть терминалу в Николаеве - этот гамлетовский вопрос во многом зависит от позиции городской громады, от ее решения дать добро.