Основной инстинкт по-украински

Комментарии:
Пробуждали в театралах на фестивале «Южные маски-2007»
Завершились «Южные Маски-2007» - третий открытый межрегиональный фестиваль молодежных аматорских театров. В Николаевском русском театре вручили награды победителям - занавес. Самое время перевести дыхание и разобраться, что произошло.
За три года существования фестиваль набрал внушительную мышечную массу, которой теперь необходимо придать рельеф и правильные пропорции. В нынешнем действе приняло участие 15 театров из 11 городов Украины. Аматоры получили возможность провести театральные «спарринги» на глазах у профессионального жюри.
Судейский вердикт получился объемным и пестрым. В младшей возрастной группе торжествовали харьковские «Сорванцы», получив «Золотую маску» за спектакль «Датская история». Серебряная маска осталась в городе Николаеве, у студии «Ступени», благодаря спектаклю «Рике с хохлом». «Бронзовая маска» отправилась в Луганск вместе с театром «Буратино», показавшем драму «Романсеро про музыку и войну».
В старшей группе золота было больше. Гран-при фестиваля получили севастопольская театральная студия «Sunrise» за спектакль «Забыть Герострата» и херсонский учебный народный театр «Студи-Арт» за спектакль «Ніч на полонині». С учетом минувшего года, когда с победителем не определились вообще, нынешняя плодородность жюри удивила.
«Серебряная маска» молодежных театров осталась «на родине», у николаевского студенческого театра «Маска» за спектакль «Основной инстинкт по-украински». А «бронзу» увезли херсонцы - учебный театр «Соняшнык» за спектакль «Собаки». Приз зрительских симпатий достался николаевскому лингвистическому театру «Логос» за спектакль «Контракт или kill the killer»
Несмотря на количество участников, говорить о фестивале, как о громком культурном явлении все еще рано. Ведь фестиваль, как явление, предполагает не только участников и награждения, но и страстный интерес публики, когда билетов не достать. И внимание СМИ - не только местных, но и всеукраинских. И скромную очередь из спонсоров, сражающихся между собой за право быть партнером действа, о котором говорят далеко за пределами города.
Тем ни менее, престижность награды фестиваля - Золотой маски - растет. Об этом говорит хотя бы тот факт, что театральные коллективы уже готовят спектакли специально под фестиваль. Не имей для них значение награда, стараний, скорее всего, прилагалось бы намного меньше. Главное теперь не обесценить приз судейской добротой - не превратить конкурс в однородную массу сплошных победителей.
Нынешний фестиваль запомнился более сильной (в сравнении с минувшими годами) молодежной волной. Среди них особенно выделялся николаевский «Парадокс». Имея коллекцию наград двух прошлых фестивалей, ребята, без претензии на победу, просто показали коллегами свои творчески мускулы и, хочется верить, задали тон на будущее. «Исход» был одним из самых интересных и профессиональных спектаклей, в полной мере соответствующий молодежному концепту фестиваля. Во время войны, брошенные пациенты психлечебницы ставят трагедию Эсхила, спасаясь, таким образом, от страха и от самих себя. Любой уважающий солдат скажет: «Полное сумасшествие!» и нажмет на гашетку. Однако на поверку оказывается, что сумасшествие царит не в желтом доме. Оно - за его стенами, там где «…под хохочущий голос пушечного баса… падает красный снег, сочными клочьями человечьего мяса».
Также в числе сильных и не награжденных остался симферопольский театр хореографии «Демирель». Уверенность и слаженность движений на сцене, горячий восточный темперамент, штормовая энергия и умение танцем рассказать историю - все это стилистика «Демирель». Вот когда по-настоящему обидно, что николаевцы не проявляют особого внимания к фестивалю, оставляя театралам полупустые залы. Но семь спектаклей в день вызывали постоянный цейтнот, в котором даже профессиональное жюри иногда теряло выдержку. «Спецы» не всегда успевали к началу даже на такси. Альтернативное, молодежное жюри, было более оперативным, разделяясь на группы. Что уж говорить о зрителе, которому нужно расслабиться после трудового дня и, отдышавшись, выбрать спектакль «по вкусу». При таком плотном графике и подавляющем большинстве детских театров, искушенный зритель и просто любопытствующий горожанин вряд ли сбежали бы с работы и отказались от пиратской версии «Мистера Бина на отдыхе».