Резонанс. После публикации о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ОАО «Агроэкспорт»

Комментарии:
Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами ОАО «Агроэкспорт» и ООО «Агропродукт». Материалы дела переданы в прокуратуру города Николаева для проведения досудебного следствия.

Появись это сообщение на несколько дней позже, можно было его воспринять как удачный первоапрельский розыгрыш, но, по-видимому, господа банкиры из «Райффайзен банк-Аваль» рассердились не на шутку и намерены теперь взяться за Жильцова всерьез! Причем, с помощью прокуратуры. Хотя, чем черт не шутит, быть может, европейский банк вместе с прокуратурой решили провести совместную рейдерскую атаку против «Цирка Кобзов», и для этого так нагло вторгаются в сферу развлечений, претендуя на роль «рыжих» на арене.

Через два года после прекращения «Агроэкспортом» выплаты процентов по кредитам, спустя год после вынесения судебного решения о ликвидации предприятия, крупнейший кредитор фирмы решил в уголовном порядке наказать работников уже несколько месяцев несуществующей компании.

В роли «Бима» выступает бдительное «око государево». А ведь это структура, которая призвана заниматься расследованием особо тяжких преступлений против личности и государства: убийств подследственных в суде, к примеру; коррупцией в органах власти. Однако, злоупотребление служебным положением сотрудниками частной фирмы, как видим, тоже не обойдено вниманием Генеральной прокуратуры Украины. Трепещите, вороватые менеджеры! Ужо потащат всех вас на съезжую железною рукою прокурорскою!

В июле 2005 года, по заявлению владельца «Агроэкспорта» Геннадия Жильцова, николаевские правоохранители возбудили уголовное дело о финансовом мошенничестве, совершенном работниками его компании. При этом в многочисленных обращениях собственника разоренной фирмы указываются конкретные преступные эпизоды и названия фирм, через которые аферисты выводили деньги. Существует целая кипа отписок из Генеральной прокуратуры в ответ на жалобы г-на Жильцова, о том, что расследование затягивается. Уже полтора года Николаевская областная прокуратура ведет надзор за этим делом, по крайней мере, именно так заместитель областного прокурора Сергей Полищук заявил журналистам Первого Национального канала в феврале 2007 года. Давать какие-либо еще комментарии центральному телевидению прокурор не решился, сославшись на тайну следствия. Хотя еще летом 2006 года все тот же Сергей Полищук в интервью Виталию Мехеде обещал, что расследование по делу «Агроэкспорта» будет завершено в ближайшие месяцы. Полгода миновало, а воз и ныне там. И вот, наконец, Генеральная прокуратура усмотрела нарушения в действиях менеджеров «Агроэкспорта» и открыла по этому поводу второе уголовное дело. Материалы переданы для досудебного следствия в Николаевскую прокуратуру, которая, как не раз сама утверждала, «в курсе дела», и глаз не спускала со следователей, ведущих «дело «Агроэкспорта». Тарапунька и Штепсель отдыхают. Особенно, если вспомнить, что впервые уголовное дело в отношении «Агроэкспорта» по заявлению директора Николаевской дирекции банка «Аваль» Сергея Прудкого прокуратура возбудила еще в мае 2005 года, то есть, через месяц после прекращения выплат процентов по кредиту. Спустя еще месяц дело было закрыто.

По утверждению собственника компании Геннадия Жильцова, расследование тогда остановилось, потому что банк не смог предоставить документов, подтверждающих законное происхождение средств, выданных в кредит «Агроэкспорту». Этому трудно не поверить, учитывая, что ни разу работники банка публично не смогли внятно ответить, почему этот кредит не контролировался Национальным банком Украины, и как им удалось перетащить эту задолженность в баланс при соединении «Райффайзен-банка» и «Аваля». Или его все-таки нет в балансе, как утверждает Жильцов? Именно эти факты, как и предоставление банком кредитов под малоценные залоги, дают бывшему владельцу «Агроэкспорта» все основания подозревать руководство николаевского «Аваля» в соучастии в сделках, которые привели к банкротству его фирмы.

На сегодняшний день существует решение суда, обязывающее Николаевскую дирекцию «Райффайзен банка-Аваля» выдать следствию документы, свидетельствующие, откуда банк взял деньги для кредитования «Агроэкспорта». Однако, насколько известно, следователи их не получили. Неофициальные источники утверждают, что именно Николаевская прокуратура оказывает давление на следствие с требованием… забрать это судебное предписание из банка. Конечно, невозможно поверить в существование коррупционных связей между работниками частной финансовой структуры и прокуратуры, даже учитывая, что физической безопасностью в банке руководит бывший начальник областного УВД г-н Шапирко, в областной прокуратуре такая фамилия тоже встречается, а юридической безопасностью николаевского «Райффайзен банк-Аваль» ведает бывший заместитель областного прокурора г-н Гула.

Следом на арене появляется «Бом» - Николаевская дирекция «Райффайзен банка - Аваль». Ничтоже сумняшеся, управляющие одного из крупнейших в Украине и весьма авторитетного финансового учреждения на всю страну заявляют о том, что потеряли залоги почти на 80 миллионов гривен и не могут добиться возврата долга в 91 миллион гривен! Господ банкиров, видимо, ничуть не беспокоит авторитет их структуры перед вкладчиками: и существующими, и потенциальными. Ведь тысячу раз подумаешь: стоит ли нести деньги в банк, работники которого настолько небрежно обращаются с доверенными средствами и разбрасываются залогами на астрономические суммы. Беспрецедентное признание! А ведь еще недавно руководитель центрального офиса «Райффайзен банка - Аваль» Сергей Лавренчук называл директора Николаевской дирекции банка Сергея Прудкого «лучшим менеджером банковской системы Украины». За что?! За потерю 90-миллионного кредита? Требую аплодисментов!

Для того, чтобы понять, насколько трудно потерять банковские залоги, попробуйте заложить что-нибудь в банке, а потом это продать. Конечно, если не боитесь столкновения с банковской охраной. Во-первых, в кредит вы сможете получить хорошо, если половину, а, скорее, одну треть от стоимости залогового имущества. Во-вторых, существует определенная процедура оформления залога, которая и призвана как раз ограничить вашу свободу распоряжаться отданной под контроль банка собственностью. По крайней мере, «Райффайзен банк-Аваль» единственный, на моей памяти, банк в Украине, который не постеснялся признаться в утере товаров, взятых в залог. Единственную причину, по которой это стало возможно, им называет все тот же Жильцов в своих бессчетных обращениях в прокуратуру. Предоставляя кредиты «Агроэкспорту», банк пренебрег, по его утверждению, процедурой оформления залога. Скорее всего потому, что на тот момент «зерна подсолнечника, ячменя, пшеницы и другой товарной продукции на сумму, превышающую 62 миллиона гривен», под которые выдавался кредит, физически не существовало. Знали ли об этом работники банка, раздавшие миллионы неизвестно откуда взявшихся долларов под «воздух». В этом прокуратуре как раз уместно было бы разобраться.

Что касается объектов недвижимости «Агроэкспорта», которые находились в залоге и банка «Райффайзен банк - Аваль», и других украинских и европейских банков, то их похищение - случай действительно вопиющий. Однако, именно банк «Аваль» пропустил срок подачи претензий после ликвидации компании по решению суда в марте 2006 года. По-видимому, также от избытка профессионализма.

На следующий день после вынесения Николаевским областным хозяйственным судом решения о передаче всего имущества «Агроэкспорта» фирме «Основа», доселе не значившейся в списке кредиторов, Николаевский горсовет утвердил смену собственника объектов недвижимости. Надо же такому случиться, что именно в этот день члена исполкома Николаевского горсовета, директора николаевского «Райффайзен банка-Аваль» г-на Прудкого видели в кабинете городского головы Николаева. Вот уж фокус, так фокус! У банка имущество уводят на 15 миллионов долларов, а его руководитель появляется в том же здании и ни сном, ни духом не ведает о творящейся махинации, от которой остальные кредиторы «Агроэкспорта» пострадали на 31 миллион долларов. Решение Николаевского хозсуда банк «Райффайзен-Аваль» обжаловал только через две недели, то есть, через пять дней после вступления его в законную силу. Каковы причины подобной нерасторопности? Очередная халатность «суперпрофессионального» менеджмента банка или желание избавиться от обжигающих руки следов финансовой аферы - также не мешало бы, наконец, выяснить прокуратуре.

Попытки самого Геннадия Жильцова получить ответы на накопившиеся вопросы непосредственно у Сергея Прудкого успехом не увенчались. Последнее приглашение в прямой эфир 5-го канала директор Николаевской дирекции «Райффайзен банка-Аваль» проигнорировал. В то время, как управляющие других банков, «кинутых» решением Николаевского хозсуда, разыскивали похищенное имущество, собирали заседание Ассоциации украинских банков и требовали наказания виновных, г-н Прудкий, говорят, отдыхал за границей. Вот уж, правда, красиво жить не запретишь! Подумаешь, какие-то 15 миллионов долларов. Стоит ли из-за этого портить себе нервы и шум поднимать?

Оказалось, стоит! И вот, спустя два года после совершившейся аферы, по заявлению Сергея Прудкого, Николаевская прокуратура в третий раз берется наказать виновных в деле «Агроэкспорта». Заметьте, всего лишь за превышение служебных полномочий, а не за крупномасштабные финансовые махинации! Очень странно, что в связи с этим упоминается фамилия Жильцова. Не его ли ограбили в первую очередь те самые «должностные лица», с которыми не скрывает своих связей г-н Прудкий? Не он ли обращался с этим требованием в прокуратуру на протяжении двух лет с указанием всех фигурантов и задействованных фирм? Сколько из них, интересно узнать, было за прошедшее время прокуратурой проверено?

Однако, если задуматься, все логично. Те, кто имел честь состоять в николаевской ячейке коммунистического союза молодежи, легко догадаются, у кого в душе взыграла преданность старым комсомольским традициям: мало человека ограбить, желательно его еще и посадить. Для полного спокойствия. Эх, жаль, канули в Лету благословенные времена, когда раскулаченные буржуи не мелькали пред глазами ежедневно и не говорили гадости по телевизору, а сразу отправлялись в «столыпинских» вагонах, куда Макар телят не гонял. Теперь вот возись с возбуждением дел по нескольку раз. Хотя из весьма распространенных слухов известно, что цены «на услуги» отечественных правоохранителей вполне сносные, и такую мелочь, как возбуждение уголовного дела против оппонента, любой уважающий себя украинский миллионер может себе позволить.

В этом довольно веселом эпизоде есть одно совершенно не радующее душу обстоятельство: если банки и прокуратура занимаются совместными цирковыми представлениями, то кто, в конце концов, надзирает за законностью в этой стране, и кому можно здесь доверить свои деньги, или взять кредит, не опасаясь потерять бизнес?

Юрий БАРБАШОВ, журналист, «Николаевский бизнес»