Писсуар, который не станет фонтаном

Комментарии:
Выставка николаевского дизайнера Ольги Максименко в городском выставочном зале представляет собой, скорее, замаскированный дизайн, нежели чистое искусство. Подмена тонкая, но явная.
Автор сформировала экспозицию из арте-повере, серии кожаных скульптур и нескольких больших бумажных инсталляций. Многие экспонаты являются, по сути, социальной рекламой. Например, 7 отдельных работ, где по центру каждой размещена пустая бутылка с надписью "Добро", "Любовь", "Красота" и т. д.… И везде жирным шрифтом: наполни! Сразу представляются лайт-боксы вдоль Советской. Вопрос только, почему добром наполнять бутылки, а не сердца?
Эксперименты по изучению свойств материала позволили Максименко создавать фигуры из кожи, похожие на глиняные скульптуры. "Флейта надежды", "Запретный плод", "Человечество" для дизайнера - высший пилотаж. Но оценить по достоинству технику может и должен профессионал. А зритель получает на выставке Максименко два удара под ребра. С одной стороны - профессионально выполненные работы, где продемонстрировано не столько искусство, сколько знание материала и владение техникой. С другой стороны работы, лишенные загадки, легкие для прочтения, как газетная заметка.  
Помнится, в 1917 году Марсель Дюшан выставил в Нью-йоркской галерее писсуар, назвав его "Фонтаном". Деталь туалета превратилась в чудесный источник! Ручная граната, метко брошенная в укрепления традиционного, репрезентативного искусства… Образность зашкаливает.   
И вот мысленно возвращаешься к арте-повере Ольги Максименко. Гора очков, утопающая в бумагах. Внизу подпись - "Ученый совет". Ну, конечно, его можно представить именно так! Застрявшие в пружине  доллары - это "Мышеловка". Деньги - зло. А согнутая телевизионная антенна на фоне схематичных человеческих фигур… так выглядит "Дезинформация". СМИ лгут. Кто еще не догадался из "честных" новостей?
Названия безжалостно расправляются с загадкой, лишая зрителя желанной возможности дофантазировать. Да и полигон для фантазии тесноват. Большинство экспонатов может дополнить своим присутствием интерьер кабинета, офиса или бара. Без соответствующего контекста, как без оправы, их трудно принять и получить от них удовольствие. В отличие от искусства, где каждое произведение самодостаточно, в дизайне все четко и взаимосвязано: стол должен быть столом, соответствовать общей задумке. Писуар не может стать фонтаном. Кстати, "Фонтан" Дюшана признан одним из 5 важнейших произведений искусства ХХ века.