Сандора, напоившая весь мир

Комментарии:

Последним февральским днем грандиозным пресс-туром для николаевских журналистов знаменитая «Сандора» отметила уход зимы. И несмотря на то, что при выходе из Мешково-Погореловского производственного комплекса №2 нас встретил мокрый снег, он не испортил настроения от фруктово-ягодного воспоминания о сандоровском продукте. Что еще остается делать в серые зимне-весенние будни, как не вспоминать о жарком лете и великолепии наших южных плодов, или о жарких странах, где всегда тепло, а бананы доступны даже обезьянам…

Почти как в операционной
Хоть эта экскурсия была не первой, но и на этот раз увиделось что-то новое. Самые яркие впечатления - практически белый (и чистый!) пол в заводских помещениях, который все равно постоянно моется и чистится. Светло-серая, серебристая, но отчего-то очень солнечная гамма заводских стен, конвейерных линий, складов и прочих «производственных фондов». «Не наш» порядок в цехах, без суеты или праздности, часто - без какой-либо ручной работы. Компьютерное управление всем, что можно компьютеризировать. Персонал в белой и синей (чистой!) рабочей одежде. «Закрытость»  некоторых производственных участков для тех, кто не участвует в процессе - будь это уважаемые журналисты, или сам «генеральный», потому что если специально обученный персонал работает в условиях абсолютной стерильности и ограниченного доступа к продукту, то дамочки в сережках и перстенечках, или важные особы с неумолкающими мобильниками (а все это чудесным образом может свалиться в приготовляемый продукт) - не допускаются, не положено. Но самое мощное - не поддающееся подсчетам «на глазок» количество соков: в пакетах, пакетиках и бутылочках (это не считая двух винных брендов!), - эх, это бы добро, да в домашнюю кладовочку… Не поместится. Жаль.
В мировой десятке                  
Видимо, желудочный сок на все это великолепие выделяется не только у журналистов, поскольку невозмутимая статистика зафиксировала, что, например, в прошлом году охочий до вкусненького люд выпил 530 миллионов(!) сандоровских пакетов. (И, скорее, не выпил, а съел, потому что продукт «Сандоры» - в своем роде питание.) Это, разумеется, не только в городе Николаеве, области, и в Украине, но еще и в  24 странах ближнего и дальнего зарубежья. Хоть наша страна, признают менеджеры компании, и основной рынок, но - не единственный, и в экспортную сейчас попадает каждая четвертая единица готового продукта. (По ходу хочется развенчать один из мифов о «Сандоре»: содержимое пакета, скажем, апельсинового сока, и у нас, и «за бугром», вопреки слухам,  абсолютно одинаковое, упаковка одинаково надежная, асептичная, герметичная и т.д. А вот обязательный текст, понятное дело, на их языке).  Интересно, что если в Белоруссии и Азербайджане конкурентов-производителей нет, поскольку нет предприятий такого масштаба, то Россию «взять» сложнее: там много подобных компаний, и среди них четыре - очень сильных. Но все ведь относительно: наша «Сандора» среди производителей аналогичного типа в странах СНГ - четвертая по мощности. И, между прочим, входит в десятку лучших мировых заводов.
Путешествие в термосе
Показали нам и небольшой железнодорожный вокзал в «теле» завода №2. Нет, не для людей. Для пакетов и бутылочек, которых по 60 тонн загружают в собственные вагоны-термосы (того же серебристого цвета) и спокойненько, в трескучий мороз или лютую жару, такой «состав» из 11 вагонов доставляет сандоровский экспорт в ближнее зарубежье. Говорят, когда премьеру Виктору Януковичу во время посещения завода показали этот «вокзал», он отреагировал фразой: «Даже в Киеве люди садятся в вагоны с улицы…»      
Но не только родственники по СНГ: Белоруссия, Молдавия, Азербайджан и Россия пьют «сандору». В Британию, Канаду, США, Германию, Швецию, Израиль она тоже вошла, пройдя соответствующую сертификацию в этих странах. А специалисты по наладке оборудования из той же Швеции и Италии, отрядом примерно в двадцать душ, сменяя друг друга, работают на нашей «Сандоре», можно сказать, постоянно, поскольку то на первом - в селе Николаевское, то на втором, мешково-погореловском, заводах запускаются новые технологические линии, приобретенные за рубежом.
Чище, чем на собственной кухне
Хочу повиниться перед генеральным директором «Сандоры» Сергеем Александровичем Сыпко, его заместителем Валерием Павловичем Жуковым, директором мешково-погореловского завода №2 Владимиром Александровичем Егоренко: расставляла им ловушки «неудобными» вопросами, в основном, по поводу того, чем они нас, народ, поят. Как моется сырье (яблоки, помидоры, морковка и т.д.), можно ли в порядке диверсии забросить в пакет или бутылку с соком посторонний предмет, может ли забродить содержимое в герметичной упаковке? А правда ли: что написано на пакете и что есть в нем фактически - это одно и то же? А консерванты - точно не добавляете? Спрашивала - как для себя, потому громко и ответственно информирую и постоянных почитателей продуктов «Сандоры», и потенциальных поклонников: тут на всех этапах подготовки продукта делается все возможное, чтобы человек любого достатка и возраста, уплатив свои кровные три-пять гривен, получил бы продукт не только вкусный и натуральный, но и безопасный. Щепетильность, с которой относятся к тому, чтобы рекламаций было как можно меньше (а они все равно неизбежны) зашкаливает, на непосвященный взгляд, за все мыслимые границы: компания сертифицировала практически все, что само собой уже говорит о качестве производства на любом участке. И если  все-таки поступает «сигнал», ну, к примеру, нет крышечки на пакете, - «Сандора» не просто отвечает на жалобу, но обязательно указывает: какими путями, гарантирующими, что такого больше не повторится, будет исправлена «осечка» в производстве.
Как определяет движение компании «Сандора» один из ее основателей, а теперь -  генеральный директор Сергей Сыпко, на этом пути есть, по большому счету, две цели: высокое качество продукта и удовлетворение  потребностей покупателя во вкусе и разнообразии. О второй говорить не будем, - достаточно просто зайти в любую торговую точку, чтобы увидеть «сандоровскую палитру». Что же касается качества, то он просто возведен в культ. К примеру, линия асептической ПЭТ-упаковки оснащена улавливателем микрочастиц, делаются микробиологические тесты самих бутылочек, во время разлива пробоотборники берут навеску готового продукта - «на микробиологию», для устранения возможной механической поломки в закрытом блоке автоматизированной линии уже находятся стерильные инструменты, доступ к которым извне возможен только через специальные встроенные перчатки-кожуха. Или, например, купажный цех, где происходит волшебство смешения компонентов рецептур того или иного напитка - целиком автоматизирован, человек лишь нажимает кнопки, а дело делают автоматы. Дальше - в том же ключе: продукт стерильно идет по трубе, и человек (специально или нарочно) не имеет никакой возможности попасть внутрь. И если сравнивать с приготовлением соков и «закруток» на своей родной кухне, то тут, на «Сандоре», как ни крути, все равно выходит чище.
Завалим
страну подарками!
По словам директора второго завода Владимира Егоренко, это одно из направлений политики компании: «воплотить в жизнь идеальную автоматику». И зная, что, скажем, после ввода восьмой линии, мощность только на этом заводе выросла до цифры 570 миллионов штук продукции в год, а одна линия за час в состоянии наполнить около 25 тысяч бутылочек - становится понятно, что без умных машин такое просто невозможно.
Из незабвенной формулы «спрос рождает предложение» исходят и «аксакалы» предприятия, справедливо полагая, что раз продукт так популярен у народа, то следует не только увеличивать производство уже опробованных рецептур, но и добавлять что-то новенькое. Кстати, в начале года в продаже уже появились узнаваемые пакеты торговой марки с привлекательной звездочкой «новый вкус» - сок розовой гуавы. (Рекомендую:
оч-чень симпатичный, и, главное, полезный, напиток.) По секрету, но с нескрываемой гордостью,  директор производственного комплекса №2 Владимир Егоренко шепнул нам, что в честь 8 марта тут запустят совсем новый вид упаковки - 0,5 литра. В магазинах этот «компакт» появится, правда, позднее, но не беда: в праздники, как показывает опыт, «сандору» как раз пьют оптом, помногу.
Инфраструктура
дружбы
Когда различные по возрасту, опыту и занимаемым должностям сотрудники компании говорят о том, что предприятие открыто для журналистов, общественности, сотрудничества,  - это правда. Живи сам, и помоги жить другому - тоже один из принципов политики компании. Простая арифметика дает возможность «прикинуть» КПД «Сандоры» в судьбах людей, имеющих к ней прямое и косвенное отношение. Считаем: штат сотрудников (два завода в Николаевской области: по переработке фруктов, овощей и производству соков - в селе  Николаевское, и по производству соков - в селе Мешково-Погорелово; два завода по переработке фруктов и овощей - в крымском селе Родниковое и херсонском - Казачьи Лагеря) - три с половиной тысячи человек со средней зарплатой за прошлый год  1685 гривен, плюс в сезон около 500 рабочих, плюс их семьи, плюс смежники, дорожники, в том числе и ж-д, плюс работники налоговых служб и других ведомств - итого порядка 200 тысяч человек  имеют работу благодаря «Сандоре», - убежден генеральный директор Сергей Сыпко.
Если позаботиться о родных сотрудниках сам Бог велел (23 бесплатных автобуса ежедневно «собирают» их на работу по разным точкам города Николаева и пригорода, в столовой бесплатная еда - сколько сможешь съесть, выплата премий, материальной помощи,  предоставление беспроцентных ссуд, путевок для отдыха), то село Николаевское, которое всего лишь соседствует с компанией, пользуется таким вниманием и поддержкой, что уже может называться ее спутником. Так повелось с тех самых пор, когда 12 лет назад отцы-основатели зарегистрировали компанию на территории Николаевского. Сейчас, судя по всему, сельчанам достаточно уютно в этом симбиозе: четвертая часть налогов «Сандоры»  (из 6 миллионов гривен годовых) остается в сельсовете, кстати, столько же идет в бюджет Жовтневого района. Кроме того, не забыты и все наиболее важные сферы жизни: техникой и связью оснащен опорный пункт милиции, отремонтирован медпункт, газифицирован детский сад, в школе установлены 12 компьютеров, один на весь район отапливается дом культуры, проведена асфальтированная дорога, которой пользуется и население других ближних сел, ну а бесплатные дрова - жителям и сок  - детям, это уже «мелочевка».
Производственная лирика из уст «генерального»
На обязательной в таких случаях пресс-конференции Генеральный директор ООО «Сандора» Сергей Александрович Сыпко был традиционно доброжелательным и простым в общении.
В присущей ему доверительной манере вспомнил «этапы большого пути» - с того самого, когда 12 лет назад 75 энтузиастов, в том числе и он, сотрудник НКИ, стали обмозговывать свой бизнес. Нашли «мусорку» (сейчас тут производственный комплекс № 1), вывезли все ее богатство на варваровскую свалку и начали строиться. Говорит, старались особо не выпячиваться. Работали - и ладно. И до сих пор считает, что негоже штурмовать разные трибуны и «выступать». Тогда же, в 1995-м, определили главное: работать долгосрочно, а деньги зарабатывать честным путем.
- Если написано, что это
100-процентный апельсиновый сок, - до сих пор убежден Сыпко, - то он не может быть 95-процентным, хоть технологически это и не заметно. Поскольку в команде были принципиально порядочные единомышленники, то мы сразу договорились между собой, что не будем воровать. Не то что по-крупному, а даже не имеем права взять пакет с линии. Хотя, конечно, искушению украсть пакет сока или выпить вина и теперешние сотрудники подвержены, и не все его выдерживают. Но тут человеку стоит быстренько посчитать, что перевешивает: пакет сока за пять гривен, или приличная зарплата и вся остальная «социалка»? Стыдно, конечно, и мы избавляемся от нечестных работников…
- Время показало, что такой подход был правильным. «Сандора» - рабочая лошадка, и мы до сих пор придерживаемся своей первоначальной стратегии. Между прочим, за 12 лет существования ни разу не задерживали зарплату, тьфу, тьфу, тьфу. Ни разу не просили дотации государства, и льгот тоже не было. Я считаю, нам повезло, что  с самого начала  работали с сильными партнерами, и в первую очередь, с Тетра-Пак. Кстати, заодно опровергну еще один слух - о том, что наш продукт можно подделать. Невозможно! Фальсификации нет! В первую очередь, из-за семислойной тетрапаковской упаковки. Ее производство настолько технологически сложно, что кроме заводских условий сделать это кустарно невозможно, да и не выгодно экономически. Вот никто и не делает.
- Кстати, еще раз о качестве. До выхода к потребителю 10 миллионов пакетов готовой продукции ждут на складе окончательного лабораторного результата. Конечно, брак может быть, от этого никто не гарантирован. Но, обратите внимание, на каждом пакете стоит номер, время, дата, код оператора - так что компьютерная программа в течение секунды определит, что, скажем, в этот момент нам вырубили свет, и потому пакет недолит. Наша задача - сразу их изъять, не пустить в торговую сеть. Но всякое бывает… Зато мы всегда  признаем свои минусы, правда, нарекания бывают редко.
Конечно, интересно было узнать о «творческих планах», - и нам их открыли.
- Я бы очень хотел, чтобы наши классные специалисты имели личное клеймо и гордились  тем, что работают здесь. Когда-то такие вещи в судостроительном Николаеве были обычным делом, и я помню, как гордился мой одноклассник по 41-й школе тем, что у его отца был такой знак.
- Еще нужно кое-что сертифицировать: экологическую систему, безопасность производства. Честно говоря, мы на «Сандоре» живем по этой системе безопасности уже года три, но теперь хотим, чтобы общество знало, что мы все делаем правильно.
- Особые амбициозные задачи для всего коллектива - работа над тем, чтобы сертифицировать сырье для детского питания. Имеются в виду пюре, соки. В этом деле есть большие перспективы для нас, хотя купить такую линию - не проблема, в мире они есть. Нам нужно подтянуться до стандартов качества, хоть и сейчас уже на упаковках значится: рекомендовано для детского питания.
Еще Сыпко спросили о том, что же, в конце концов, обозначает слово «сандора» и откуда оно пошло. Сергей Александрович так и не признался, кто «родители», но вспомнил давнюю историю, когда, ссылаясь на некие священные книги, ему попытались объяснить, что если взять первую часть слова, а потом остальное, то будет это обозначать особую благодать, и все такое… Чего тут объяснять? И так понятно: «сандора» обозначает коробочку с напитком. Или бутылочку. Короче, праздник живота.