Первый проректор Национального университета кораблестроения Александр Дубовой: Есть образование, не хватает образованности

Магдебургское и николаевское студенчество будут вместе повышать свой уровень знаний

Комментарии:
Европейские страны продолжают предлагать нашим специалистам различных сфер жизни обмениваться опытом. И наша высшая школа в их поле зрения.

Недавно первый проректор Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова Александр Дубовой посетил Германию, в частности, Магдебургский университет. О своих впечатлениях Александр Николаевич рассказывает корреспонденту «Николаевских новостей» Сергею Селиванику.

- Какая была основная цель вашего визита?

- Я поехал по приглашению немецкой фирмы «Мессер». Областная администрация предоставила мне полномочия обсуждать вопросы поиска возможных путей взаимного партнерства в области реконструкции нашего судостроительного производства с помощью германских фирм. А представители «Мессера» непосредственно и организовали посещение Магдебургского университета.

- У этого университета есть своя особенность?

- Магдебург город небольшой. Численность населения 240 тысяч человек, да и по размерам он в два раза меньше, чем город Николаев. На весь город один классический университет, в котором насчитывается 10 тысяч студентов. В этом и есть его особенность. В нашем же городе 23 вуза, а результаты вы сами видите какие. Одни менеджеры и юристы, а промышленность практически стоит.

- У них уже действует кредитно-модульная система (КМС) согласно Болонскому процессу?

- Хотел бы вначале сказать о цели Болонского процесса, которая заключается в следующем. Ведущие промышленные страны Европы заметили, что они начали отставать от США и Японии по качеству продукции и производительности. Позже нашли корень проблемы, который заключался в уровне образования. Вот и разработали новую модель и методику обучения. Но администрация этого университета только со следующего учебного года планирует вводить КМС.

- Александр Николаевич, можно ли сравнивать германский вуз с Национальным университетом кораблестроения?

- В принципе, система и методики обучения у нас идентичные. Вот только у нас все лабораторное и научное оборудование устарело как морально, так и физически. В наших технических лабораториях оборудованию в лучшем случае 15 лет. Если сравнить с Магдебургским университетом, то у них все оборудование новейшее. В этом заинтересованы, в первую очередь, фирмы, которые предоставляют технику и оборудование университету, причем, в основном, бесплатно. Плюс, подготовка специалиста-технаря у них обходится в два раза дороже, чем гуманитария по сравнению с нами.

- Достигнуты какие-либо договоренности с руководством университета?

- Мы договорились о взаимовыгодном сотрудничестве с Магдебургским университетом. Запущен в действие протокол по обмену преподавателями и аспирантами, стажировке студентов. В будущем году они готовы уже принять одного нашего студента с отличным знанием немецкого.

- Какая «изюминка» в германском процессе образования?

- Никаких особенностей в методиках обучения я не увидел. Но факт в том, что и уровень образования, и культура студентов там намного выше, чем у нас. Я увидел труд и ответственность. Если что-то сделано, так это сделано качественно. Я считаю, что с педантичности начинается уровень культуры в Германии.

- Что же нам делать для поднятия нашего уровня?

- Что касается уровня образования, то он и так достаточно высок. А, в общем, нужно просто больше заниматься серьезной продуктивной работой, а не просто разговаривать. Нужно каждому человеку относиться ответственно к своим обязанностям. Я уверен, что наш народ все может.

- Если бы вам предложили в молодости переехать на Запад, как бы вы поступили?

- Я бы поехал, поучился и возвратился на родину. Запад меня абсолютно не привлекает, и особенностей я там не увидел.