Ювелир из торгсина

На улицах довоенного Николаева каких только драгоценностей не встречалось!

Комментарии:
Теплым апрельским днем 1930-го к магазину торгсин (торговля с иностранцами) на перекрестке Советской и Большой Морской подошла интересная пара. Женщина в ситцевом платьице и скромной вязаной кофте явно нервничала, теребила в руках застежку на сумочке.
Рядом, постукивая тростью о брусчатку, шел пожилой мужчина аристократического вида. Свободной рукой он придерживал женщину под руку и что-то сосредоточенно объяснял.
У входа пара остановилась посовещаться. Тем временем, в дверях появился мужчина в черном костюме-тройке, явно похожий на работника магазина. Женщина поинтересовалась, как найти ювелира-оценщика. На что мужчина ответил, что он и есть тот, кто им нужен. Однако очень торопится - сейчас обед.
Употребив все свое обаяние, женщина таки уговорила его уделить ей всего несколько минут. Отойдя в сторонку, «аристократ» с опаской вынул из кармана потертый бархатный футляр. Плавно открыл его, и на черной шелковой подкладке заискрились на весеннем солнце бриллианты!
Приглаживая седую «профессорскую» бородку, мужчина с тростью объяснил, что это его фамильные драгоценности, дорогие как память. Он бы в жизни не стал их продавать, не заболей жена. Срочно нужны деньги на лечение! А женщина любезно согласилась купить, но колеблется. Поэтому пришли за консультацией.
Ювелир осведомился о заявленной цене бриллиантов. Услышав ответ, пожал плечами и сказал, что они стоят гораздо больше. А сейчас он спешит - если хотите, приходите позже. Но у седобородого обладателя камней не было времени ждать. Через два часа отходит поезд, а нужно еще успеть купить лекарства.
Девушка была явно заинтересована. Она сомневалась, хотя… Была она кассиршей завода им. 61 коммунара и только что получила в банке деньги. На них можно купить бриллианты, а затем перепродать ювелиру, вернуть затраченное в кассу, а разницу оставить себе. Тем более привлекала величина так называемой «разницы». Судя по всему, ювелир мог дать за бриллианты большие деньги.
- Ну хорошо, только ради вашей больной жены… - наконец, согласилась кассирша. Мужчина с признательностью закивал головой. Уронив трость, с благодарностью сжал женскую руку. Прослезился даже. Принялся вытирать глаза платком с вышитыми инициалами.
В последний раз посмотрев на драгоценности, будто прощаясь с памятью, «аристократ» получил деньги. Поднял трость, распрощался и спешно ушел.
Прошел час. Обед закончился, а ювелир все не появлялся. Девушка доела купленное на радостях мороженое и зашла в магазин. Поинтересовалась, когда вернется ювелир? Работники магазина в недоумении указали ей на старика за стеклянной перегородкой: вот же он, и никуда не уходил!
Почуяв неладное, женщина протянула старику футляр с камнями. Ювелир присмотрелся:
- Да это же стекло! - прокряхтел старик. Кассир застыла в оцепенении. Она сжимала в руках сумку с деньгами, не представляя, как возвратить потраченную сумму. От шока даже разрыдаться не могла. Только смотрела сквозь стекло на бесстрастного ювелира и моргала глазами.
Это уже потом, на улице, она дала волю чувствам. Зареванная, прибежала в городской угрозыск. Хорошо зная повадки аферистов-гастролеров, сыщики немедленно отправились на вокзал. В поезде Николаев-Харьков обнаружили «ювелира» и «аристократа». Они уже сидели в купе, запивая французскую булку с ветчиной глотками красного вина. Растратить сумму преступники не успели, так что рабочие завода получили деньги в срок.