На балу с маузером

28 декабря 1924 года в городе Николаеве оживленно обсуждали новость - стало известно о проведении грандиозного бала-маскарада. Одни горожане выражали желание принять в нем участие. Другие вы

Комментарии:
28 декабря 1924 года в городе Николаеве оживленно обсуждали новость - стало известно о проведении грандиозного бала-маскарада. Одни горожане выражали желание принять в нем участие. Другие высказывались об этом мероприятии сугубо отрицательно, дескать, зачем следовать традициям дореволюционного бомонда?
28 декабря 1924 года в городе Николаеве оживленно обсуждали новость - стало известно о проведении грандиозного бала-маскарада. Одни горожане выражали желание принять в нем участие. Другие высказывались об этом мероприятии сугубо отрицательно, дескать, зачем следовать традициям дореволюционного бомонда?
Против этих традиций были настроены многие. Возникло даже дело члена Николаевской окружной парторганизации Варвары Еремеевны С. Поступили данные, что ее дети придерживаются дореволюционных правил этикета и даже делают реверансы. Бедная Варвара Еремеевна категорически это отрицала.(Госархив Николаевской области, ф.1, оп.1, д.106, л.19).
Особенно критиковала идею бала одна комсомолка. Она призвала бойкотировать буржуазную затею веселиться в нелепых масках. По ее мнению, наступило героическое время, и молодым людям надо участвовать в грандиозных проектах, а не скакать под музыку разложившегося капитализма. В заключение выступления комсомолка заявила, что она лично готовится участвовать в полете на Марс.
После таких речей участники комсомольского собрания решили на бал-маскарад не ходить. Но с целью изучения обстановки направили туда своего представителя. Это был парень, люто ненавидевший все буржуазное. Подражая участникам гражданской войны, он ходил в матросском бушлате, тельняшке и бескозырке. Не имея возможности украсить свою грудь пулеметными лентами, он носил огромную кобуру от маузера. Она была пустая, однако на публику производила огромное впечатление.
…Бал-маскарад был в разгаре, когда в дверях зала появилась рослая фигура в одеянии революционного матроса. Музыка оборвалась, и наступила тишина. Казалось, что матрос сейчас произнесет хорошо знакомую фразу:
- Граждане! Приготовьте для проверки ваши документы!
С этой фразы во времена военного коммунизма начинались облавы, в которых матросы принимали самое деятельное участие.
Пауза затянулась. И вдруг из толпы выскочила барышня и зааплодировала.
- Господа, какой чудесный маскарадный костюм! - восторженно повторяла она.
Вслед за барышней зааплодировали и другие. Комсомолец-матрос пытался что-то говорить, возражать, но ему пожимали руку, похлопывали по плечу. Сдвинув на затылок бескозырку, он неприлично выразился, но это было воспринято как еще одна блестящая деталь маскарадного облика. Плюнув, представитель общественности расстегнул бушлат и направился в буфет.
- Прикажете шампанского? - подлетел к нему официант.
- Я буржуйские напитки не употребляю, - отрезал комсомолец. - Дайте чего-нибудь… рабоче-крестьянского.
Посовещавшись с буфетчиком, официант поставил перед представителем от комсомола графинчик водки и тарелку с солеными огурцами. Рюмку за рюмкой парень поглощал огненную жидкость, а на пороге буфета стояли и восторженно смотрели несколько человек, уверенные, что сцена в буфете тоже является частью маскарада.
Когда комсомолец встал и вышел в бальную залу, к нему приблизился благоообразный старичок явно дворянско-помещичьего происхождения.
- Поздравляю! - сказал старичок, обращаясь к комсомольцу. - Ваш маскарадный костюм получил первый приз.