Как казаки на Аляске головы рыбам рубали

Николаевские студенты летали в Америку на заработки Как ни тяжело учиться в Национальном университете кораблестроения, года за три юноши и девушки так обвыкаются, что некоторых так и тя

Комментарии:
Николаевские студенты летали в Америку на заработки
Как ни тяжело учиться в Национальном университете кораблестроения, года за три юноши и девушки так обвыкаются, что некоторых так и тянет - прибавить.

Николаевские студенты летали в Америку на заработки

altКак ни тяжело учиться в Национальном университете кораблестроения, года за три юноши и девушки так обвыкаются, что некоторых так и тянет - прибавить. Ведь не первый раз Ю. Пилипенко слышал от знакомых о поездках в Америку. Причем не только за экзотикой, но и за заработком. Однако лишь когда за плечами осталась третья летняя сессия, Юра «примерил» этот вариант на себя.

А что, люди ведь ездили, работали, Новый свет посмотрели, себя показали. К тому же, фактически и попытка у него оставалась только одна. Потому что студентов приглашают в Соединенные Штаты лишь до пятого курса.

Осенью Ю. Пилипенко оформил загранпаспорт. Зимой вместе с однокурсниками А. Шарапатовым и А. Волчеком из машиностроительного института НУК познакомились с рабочими вакансиями, условиями контракта, определились и с конкретным адресом - на Аляске.

А затем с кандидатами на трудоустройство за океаном (таковых набралось более сотни человек) побеседовали представители американской фирмы. В апреле всех подписавших контракты пригласили в Киев на собеседование в посольство США в Украине. А в начале лета, после сдачи сессии, самолет перенес их всех в Нью-Йорк.

Первое большое впечатление от Америки - аэропорт, где каждый из 10 терминалов крупнее нашего Борисполя. На метро примчались в Манхэттен, побродили среди небоскребов, осмотрели новостройку на месте бывших зданий Международного торгового центра. Там их называют «9-11» (то есть «сентябрь, одиннадцатое»). Прошлись по магазинам (конечно, все есть, но сегодня не каждого украинца этим удивишь). Перекусили в кафе (не без печали вспомнив отечественную домашнюю кухню).

В аэропорт возвращались на такси («В метро такого вида афроамериканцы кучкуются, что… лучше не рисковать»). Уже на Аляске проживающие там бывшие наши соотечественники растолковали ребятам, что даже негры-хулиганы предпочтут не связываться с ними, если сказать им, что вы - русские. Анкоридж мало чем запомнился - после Нью-Йорка-то! А рыбная фабрика, на которой предстояло работать, вообще расположилась в небольшом поселке Кинаи. На берегу залива таких там множество.

altПри фабрике стоят несколько общежитий. Комнаты рассчитаны от двух до восьми человек.

- Коренных американцев буквально несколько человек, остальные - приезжие. Много филиппинцев, мексиканцев, причем - возрастом лет до 65, - рассказывает Юрий Пилипенко. - А студенты - из Украины, России, Белоруссии, Польши, Болгарии, Румынии, Молдавии.

- Юра, вопрос на засыпку: ведь в Штатах немало безработных, почему они приглашают людей из-за границы?

- Возможно, для большинства граждан США эти сезонные заработки не кажутся достаточно… привлекательными. Работа несложная, но физически трудная. По виду, запаху и вкусу - эстетика еще та! Приходят с океана траулеры с уловом, выгружают содержимое трюмов на фабричный склад, и мы приступаем к работе. Одни рубят рыбе головы, другие распарывают брюхо, вытаскивают внутренности, загоняют в аппарат для чистки чешуи, моют, сортируют, пакуют в ящики, складывают в холодильники… Все время на ногах, вонь, однообразно и утомительно. Бывает, смена затягивается часов на 16. К сожалению, такие дни случались редко. 2006-й оказался очень бедным на рыбу, так что нередко фабрика простаивала.

Мы-то брались за любые поручения, чтобы наработать часы. А вот местные американцы посматривали на нас снисходительно. Скажем так, до работы они «не жадные». А поскольку в огромной богатой стране набирается уйма такой вот малоквалифицированной и соответственно оплачиваемой, тяжелой и просто непривлекательной работы, образуется ниша для «студенческих отрядов», а также заробитчан из стран третьего мира.

- Если выпадало свободного времени даже больше, чем хотелось, как вы его проводили? Кстати, жили вы втроем?

- Нет - ввосьмером.

- А что так?

- Так веселей же! В Кинаи есть парк, спортивные площадки. Иногда автостопом отправлялись в соседний городок, где есть супермаркет, что-то купить. Оплата? Кто как, но если хотят подвезти за деньги - говорят сразу сумму. Впрочем, ничего такого. Зарплату нам платили каждые две недели. Хранили, конечно, не под подушкой - в банке. Сколько надо взял и поехал. Питались в столовой на фабрике, на сколько съел, записывают в карточку и потом высчитывают. Погожие денечки бывали, ходили даже в футболках. Но не купались ни разу. Вода прохладная и грязная.

- Это почему?

- Так отходы с рыбных фабрик туда сбрасывают!

- Разве там не охраняют окружающую среду?

- Еще как охраняют! Ни одной бродячей собаки на улице не увидишь, ни бумажки на тротуаре, ни трещинки на шоссе, травка везде подстрижена… А отходы рыбного производства, считается, служат кормом для обитателей океана.

- Если так - рад за обитателей. Студентов привлекают в такие поездки заработком, возможностью увидеть новую страну и попрактиковаться в английском языке. Как пролетело лето на Аляске с этих точек зрения?

- Все - о’кэй! И заработали, и попрактиковались, и получили массу новых впечатлений.

- Наверное, вернулись с убеждением, что лучше таки работать в качестве специалиста с дипломом - и общественный статус, и зарплата неизмеримо выше?

- С одним дополнением - лучше работать дома.

- Но ведь ты говоришь, все понравилось…

- В Америке все красиво, вежливо и чисто. Все отлично организовано. Но кажется мне, что люди там между собой… мало дружат. Вот собака есть почти у каждого. А с приятелями встретиться, погулять… ни разу не видел. Кстати, как-то раз мы с парнем из Молдавии пригласили одного американца посидеть на досуге. К бутылке хорошего молдавского вина прикупили закусок, пару часиков пообщались - все нормально. Так американец под конец… прослезился! Мы обалдели - ты чего? Оказывается, он ни разу в жизни вот так не сидел с приятелями за… душевным разговором. Так это ж еще не было костерка с шашлычком, гитары с песнями, а также… сами знаете кого. Так что я лишний раз убедился в правоте англичан: «East or west, home is best».