Белорусские женщины рожают в «пятизвездочном» роддоме

А под Минском на «Линии Сталина» можно пострелять из легендарного пулемета «Максим» О промышленных флагманах Белоруссии мы поговорили. О деревнях, вернее, агрогородках имени бацьки Лукаш

Комментарии:
А под Минском на «Линии Сталина» можно пострелять из легендарного пулемета «Максим»
О промышленных флагманах Белоруссии мы поговорили. О деревнях, вернее, агрогородках имени бацьки Лукашенко, тоже. Теперь можно замолвить словечко и о медицине.

А под Минском на «Линии Сталина» можно пострелять из легендарного пулемета «Максим»

О промышленных флагманах Белоруссии мы поговорили. О деревнях, вернее, агрогородках имени бацьки Лукашенко, тоже. Теперь можно замолвить словечко и о медицине. В Гомеле тридцать три украинских журналиста наведались в «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека», а в Минске посетили «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя».

Украинец? Плати!

Появление Центра радиационной медицины и экологии в Гомеле не случайно. Около 70 процентов радиоактивных веществ, выброшенных в атмосферу во время Чернобыльской катастрофы, осели на территории Белоруссии. Строительство центра, начатое еще в 1991 году, вскоре было прервано и возобновлено в 1997 году по инициативе Александра Лукашенко за счет президентского валютного фонда.

Центр радиационной медицины и экологии - местная достопримечательность. Особенно красиво это многоэтажное здание выглядит в темное время суток, когда горят все фонари на аллейках перед фасадом. Зрелище такое, будто это не лечебное учреждение в областном центре с населением чуть поменьше, чем в Николаеве, а резиденция парламента или правительства. Внутри - мраморные лестницы, просторные холлы, облицованные зеркалами лифты.

Это, конечно, антураж, однако содержание не уступает форме. Лечение - качественное и бесплатное. Качественное - для всех, бесплатное - для белорусов. Иностранцам за пребывание в стационаре в одноместной палате придется платить в сутки 50, а в двухместной - 40 долларов. Операции на желудке и двенадцатиперстной кишке стоят тут от 60 до полутора тысяч, офтальмологические - до тысячи долларов. Кроме того, пациентам разными способами очистят кровь, избавят от аллергопатологий и изгонят из хворого организма прочие недуги. По словам директора центра Элеоноры Капитоновой, уже поступают запросы на прохождение в центре обследований и лечения из Канады и США.

Кстати, для граждан Белоруссии пребывание в стационаре обходится в сутки тоже в среднем в 50 долларов, но все эти затраты оплачивает государство. Посчитайте, во что это ему обходится, если в 2005 году тут прошли обследование 257 тысяч человек!

Пятизвездочный роддом

Минский центр «Мать и дитя» произвел не меньшее впечатление. Тут оказывают помощь беременным женщинам с высоким риском перинатальной патологии из-за заболеваний сердца, крови и сосудов, эндокринной системы и новорожденным, перенесшим при родах тяжелую гипоксию, внутриутробно инфицированным, недоношенным и маловесным.

Это оказалось возможным благодаря тому, что в центре функционируют шесть лабораторий по всем направлениям деятельности и самое современное лечебное и диагностическое оборудование. Нужен центру, скажем, магнитно-резонансный томограф стоимостью в тьму-тьмущую долларов. Нет проблем. Направляется заявка в министерство здравоохранения, и спустя некоторое время обновка уже у медиков!

Между прочим, Белоруссия по младенческой смертности вышла на уровень высокоразвитых стран мира. За девять месяцев этого года он составил 5,3 процента, а перинатальная смертность снизилась до 4,7 процента.

В центре «Мать и дитя» впечатляет все. Совершенно отсутствует специфический больничный запах, а просторные коридоры, отделка помещений, мебель более соответствуют респектабельному санаторию.

Журналистам показали лабораторию срочных анализов, начиненную самым современным оборудованием. При нас гематологический анализатор всего за минуту выдал данные о составе крови по 26 показателям!

Палаты реанимационного отделения, рассчитанные на двух-трех больных, оснащены удобными кроватями и аппаратами «Вита» для искусственной вентиляции легких. Тут даже каталки, на которых пациентов перевозят в операционную, снабжены аппаратами искусственного дыхания!

В операционной электроника регулирует уровень освещенности, поддерживает постоянную температуру воздуха, включает и выключает вентиляцию, создает нужный микроклимат для ребенка на реанимационном столике и показывает на мониторе все данные о состоянии младенца и матери.

Средняя зарплата врачей тут составляет 440 долларов. Заведующая отделением получает 500, а санитарки - 210-220 долларов. Вряд ли в престижных западных клиниках более «крутой сервис» для будущих мам. Однако, белорусским барышням в центре «Мать и дитя» такие услуги оказываются бесплатно.

Линия Сталина

Чем еще удивила Белоруссия, кроме промышленных гигантов и пятизвездочных роддомов? Историко-культурным заповедником «Линия Сталина». Несколько лет назад хозяйственные белорусы догадались делать деньги из… остатков военного укрепленного района.

В тридцатые годы на старых советских границах, которые были таковыми до пакта Молотова-Риббентропа1939 года, Сталин приказал строить укрепрайоны на случай войны. В Белоруссии и Украине их построили несколько десятков. Однако сдержать удар немецких полчищ летом 41-го им не удалось.

Один из таких укрепленных районов располагался в 26 километрах от Минска и был сметен танками Гудериана уже через неделю после начала Великой Отечественной. А спустя 60 лет его участок площадью 30 гектаров был «отреставрирован» и отдан на рассмотрение туристам.

Украинские журналисты в сопровождении экскурсоводов в форме бойцов Красной Армии 1941 года спускались в артиллерийский полукапонир и пулеметный дот. Ходили по траншеям и любовались врытой в землю башней танка Т-26, которая дулом своего орудия смотрела на шоссе. Из армейского пейзажа немного выбивалась трибуна. На ней могут разместиться до ста зрителей, для которых сотрудники комплекса «играют» в войну.

Возле трибуны оказался «рояль в кустах» по имени «Максим». Журналистам любезно предложили пострелять из него. Разумеется, холостыми. Лица журналистов, давших очередь из легендарного пулемета, светились неподдельным счастьем!

Конечным пунктом экскурсии стала площадка боевой техники. К сожалению, танков и самоходок времен Великой Отечественной на ней не оказалось. Пришлось любоваться современными смертоносными громадинами.

Вот так - и бережное отношение к памятникам истории, и прибыльный туристический объект.

Никаких зайчиков!

Что еще рассказать о Белоруссии, которую мы увидели? В одном из предыдущих материалов, посвященных поездке, я писал, что времени на «произвольную программу» почти не было. Поэтому пишу только о том, что нам показали. Показывали, разумеется, лучшее. Но, надо признать, белорусам есть что предъявить.

Я много внимания уделял зарплатам. В октябре среднестатистический белорус зарабатывал 288 долларов. В 2002 году - 104. Почувствуйте, что называется, разницу. Кстати, никаких зайчиков и прочих зверушек на белорусских рублях обнаружить не удалось. Они, оказывается, обитали на тамошних денежках до деноминации, теперь же вместо представителей фауны на купюрах изображены национальные архитектурные памятники. Все солидно.

Однако, зарплата зарплатой, а почем у сябров картошечка, спросите вы. Интересовался. В переводе на украинские денежки за килограмм бульбы просят 1,2-2 гривны, сахара - 2 гривны 80 копеек, батон - гривну. Проезд в маршрутке: в Гомеле - 80 копеек, в Минске - гривна. Цена бензина примерно такая же, как и в Украине. Ездить по белорусским дорогам, кстати, одно удовольствие. Вокруг Минска автобаны что в той Германии. Чуть поодаль от столицы шоссе тоже без колдобин. Куда ж они свои ухабы подевали?

Правда, возвращаясь в Украину, оценить качество автомобильных трасс мы не смогли - из Минска в Киев ехали поездом. Все пограничные процедуры заняли всего несколько минут. Спустя пять часов журналисты были в столице Украины. А в гостеприимной Белоруссии хочется побывать снова. Там еще осталось что посмотреть. Знаменитых зубров из Беловежской пущи, например.