Неизвестная Турция

В одном из самых загадочных уголков земного шара - КаппадокииВ одном из самых загадочных уголков земного шара - Каппадокии Лунные камни, марсианские хроники В 750 километрах

Комментарии:

altВ одном из самых загадочных уголков земного шара - Каппадокии
В 750 километрах от Стамбула и в 450 километрах от Анталии есть удивительный край. Что бы вам не говорили о его земном происхождении - ни верьте.
В одном из самых загадочных уголков земного шара - Каппадокии
Лунные камни, марсианские хроники

altВ 750 километрах от Стамбула и в 450 километрах от Анталии есть удивительный край. Что бы вам не говорили о его земном происхождении - ни верьте. Голые деревья, распаханные поля и удивительно ровные асфальтовые дороги - единственные признаки земной цивилизации.
Все остальные пейзажи - это настоящие лунные равнины с какими-то марсианскими жилищами. Просто дух захватывает, когда дорога вдруг выводит вас к долине, заполненной сотнями каменных сооружений тополиной формы с прямоугольными нишами, похожими на ульи для птеродактилей. Потом вдруг вашему взору открываются горы с гигантскими термитниками. Сооружения то кучкуются десятками, то отступают, обнажая безжизненную лунную поверхность. А на горизонте - снежные хребты огромной горы. Потрясающе!
Вот так на рассвете мы и попали в Каппадокию. Рассвет в этой «лунной стране» - особая пора. Чтобы насладиться им, нужно встать в полшестого утра и подняться на воздушном шаре, чтобы увидеть изменчивые краски каппадокийских песочно-розово-красных гор в первых лучах солнца…
Если на побережье Анталии на одного коренного жителя приходится пять немцев и десять русских, то в Каппадокии на одного турка приходится пять японцев и семь французов. Украинцев и русских нет, хотя путеводители на русском языке у местных торговцев встречаются. Мой субъективный совет - не пытайтесь восстановить исторические факты по таким изданиям - в каждом из них рассказываются те же истории, но со множеством противоречивых деталей. Каппадокию надо все-таки смотреть, а не читать о ней в книжках.
Формирование уникального пейзажа началось приблизительно 8 миллионов лет назад, во время извержения вулканов Каппадокии. Пепел, лава, обломки камней и глина засыпали и залили землю, подняв ее уровень на 300 метров.
Миллионы лет превратили вулканический пепел в мягкий камень - туф. Его, в свою очередь, накрыл более тонкий слой темной затвердевшей лавы - базальта. Ручьи пересекали плоскогорье во всех направлениях, размывая его, а морозы и ветра разрушали туф и базальт, создавая скалы самой причудливой формы - в виде динозавров, ящеров, верблюдов, грибов-сморчков.
Если смотреть на каппадокийские долины сверху, то видно расступившиеся вследствие эрозии почвы, а на дне этих глубоких километровых «оврагов» вовсю бурлит жизнь турецких селений.
Молитвы подземного города
altКрай геологических чудес известен также тысячами пещерных церквей раннего христианства. Монахи вырубали в скалах церкви и келии, украшали их фресками, пытались даже формировать куполообразный свод. На современные церкви, конечно, это не очень похоже, но зрелище все равно красивое - заходишь в ничем не примечательную пещеру музея под открытым небом Гереме, а там - настоящие произведения искусства на стенах и потолке.
Хотя эти церкви еще
40 лет назад были полностью заброшены и даже служили местом обитания турецких бомжей, сейчас они восстановлены и тщательно охраняются. Сильные впечатления от горной местности дополнит посещение подземных городов. Мы едем в самый большой из них - Деринкую, восьмиэтажный подземный город на десять тысяч жителей.
Деринкую - пыльный турецкий райцентр, который когда-то знал лучшие времена. В связи с туристским бумом, вызванным открытием подземных городов, эти времена вполне могут вернуться.
Билетная касса, охрана, ступеньки вниз - и мы уже на верхнем этаже подземного города. Узкий тоннель высотой 160-170 сантиметров - постоянно приходится идти, согнувшись. Гладкие стены серо-коричневого цвета, скругленный верх, небольшой наклон пола. Вправо и влево отходят более просторные и пустые сейчас камеры. Дышится на удивление легко, воздух чистый и прохладный, около десяти градусов.
Незаметно спускаемся с этажа на этаж, обращаем внимание на вертикальные жернова, спрятанные в нишах справа по ходу. Эти камни были специально предназначены для закрытия ходов, если в подземный город вдруг проникнут враги.
Вертикальные вентиляционные шахты уходят вниз до грунтовых вод, служа одновременно колодцами. Кстати, из таких вот колодцев брал воду весь город до 1960-х годов, пока не был построен водопровод.
Достигаем самой нижней точки, до которой можно дойти простому туристу. Вообще, город занимает пространство примерно четыре на четыре километра, и для доступа зевак открыто всего 10% его территории. Мы на «минус восьмом этаже». Длинное, просторное помещение с алтарем - это церковь. Без нее ведь в любом городе никак, даже в подземном.
Страна красивых лошадей
altСтроить подземные жилища начали еще хетты, населяющие Каппадокию с XVIII по XII век до нашей эры. Позже их завоевали агрессивные племена, которые, впрочем, не задержались на этой земле и пошли дальше, на Армянское нагорье. Именно хетты 4 тысячи лет назад и придумали слово Каппадокия - Страна красивых лошадей.
Несколько веков Каппадокией владели персы, потом ее отвоевал Александр Македонский. После распада его империи страна недолго наслаждалась своей независимостью, и через 350 лет она становится римской провинцией.
Издревле через Каппадокию проходили торговые пути из Европы в Малую Азию. А христианство в эту страну гор и тенистых ущелий принес апостол Павел в первом веке нашего тысячелетия, а первым епископом стал Василий Великий - здесь после долгих странствований по Египту и Палестине он обрел покой и умиротворение.
Некоторое время Каппадокия принадлежала византийцам, затем ее надолго захватили турки-сельджуки. В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1918 года, а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию.
Волей-неволей сравниваешь украинскую и турецкую провинци. Мэр одного из городков (мы бы сказали «райцентра») Ургюп приглашает украинских журналистов на ужин. Центр Ургюпа - это всего пару улиц, усеянных магазинами и сувенирными лавками. Основные доходы приносит туризм и виноделие. В этом небольшом городке есть своя четырехзвездочная гостиница, мэр презентует англоязычные диски о городе и отлично изданные печатные материалы, показывает фотографии, сделанные во время визита в Ургюп Вселенского Патриарха Варфоломея. Жизнь самого обычного провинциального городка бурлит. Печатается с продолжением. Начало в №149)

Надежда Бендерчук
alt