В белорусских селах возводят дома и поднимают рождаемость

Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал корреспонденту «Николаевских новостей», что надо делать с нерадивыми папами и мамами... Год от года в Украине становится на дес

Комментарии:
Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал корреспонденту «Николаевских новостей», что надо делать с нерадивыми папами и мамами...
Год от года в Украине становится на десяток сел меньше. Бесперспективные деревни отмирают вместе с последними жителями, народ тянется в города.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал корреспонденту «Николаевских новостей», что надо делать с нерадивыми папами и мамами...
Год от года в Украине становится на десяток сел меньше. Бесперспективные деревни отмирают вместе с последними жителями, народ тянется в города. У белорусов на заре независимости проблем было не меньше, но государство вовремя подставило селу крепкое плечо.
Вот что сказал по этому поводу украинским журналистам президент Белоруссии Александр Лукашенко на недавней пресс-конференции в Минске: «Мы возрождаем село на случай, когда вы все будете в ВТО, а мы вдруг там не окажемся, чтобы мы были конкурентоспособны». По словам бацьки, именно в малых городах и поселках он видит огромный неиспользованный потенциал развития страны. Поэтому программа развития села - одна из основных.
Социализм на костях
«Социализма»
Первым объектом, который показали белорусы четырем десяткам украинских журналистов, стал совхоз-комбинат «Сож» в поселке Новая Гута. От границы с Украиной километров пять, поэтому неудивительно, что больше половины жителей здесь - украинцы.
Этот совхоз-комбинат - самый крупный в Гомельской области комплекс по производству свинины. Во всем бывшем Союзе таких от силы пять. А после того, как шесть лет назад к «Сожу» присоединили убыточный совхоз «Социализм», здесь стали выращивать еще и коров. Статистика свидетельствует: коровам в обновленном хозяйстве понравилось настолько, что за шесть лет они стали давать молока в четыре раза больше!
Пик разрухи в «Соже» пришелся на 1998 год. Тогда правительство и облисполком пришли на помощь, за восемь лет были отремонтированы и реконструированы производственные здания, восстановлено и заменено технологическое оборудование. Свиньи почувствовали к себе человеческое отношение и дружно прибавили в весе: среднесуточный привес одной хрюшки по сравнению с 1997 годом вырос на 191 грамм и составил 480 граммов.
Работают в хозяйстве 1150 человек. Девяносто процентов акций предприятия - у государства. Зарабатывают в совхозе неплохо: в среднем выходит 300 долларов. Для села деньги немалые. Дети тружеников каждый год оздоравливаются в Украине: «Сож» заключил договор с курортными организациями Одесской области.
Директор совхоза-комбината «Сож» Анатолий Татаринов особенно гордится тем, как его предприятие решает в Новой Гуте квартирный вопрос. Ежегодно «Сож» строит 100-150 квартир. За восемь лет в поселке появились десятки домов в несколько этажей, придавшие Новой Гуте городской облик. Все расходы на строительство берет на себя государство. Жди своей очереди и вселяйся! Очередь приходит довольно быстро, уезжать в город никто не спешит. Отмечу, что жилец квартиры в Новой Гуте платит за все коммунальные услуги 25-30 долларов. При зарплате в десять раз большей, согласитесь, не накладно.
«Сож» строит в Новой Гуте как большие дома, так и маленькие домики в три комнатки. В поселке такими стандартными коробками застроены уже целые кварталы на окраине. В общем, стандартный агрогородок, которыми Александр Лукашенко хочет в ближайшие годы наводнить Белоруссию. Еще два года назад их были единицы. Сегодня счет идет на сотни. А всего, заявил президент, в стране будет более полутора тысяч агрогородков.
Бэби-бум в Бобовке
Республиканское унитарное предприятие «Бобовский» неподалеку от города Жлобина тоже расположено в Гомельской области. Профиль деятельности такой же, как у «Сожа» - животноводство. И зарабатывают люди примерно столько же. Тем не менее, директор РУП «Бобовский» Иван Науменко уверяет, что его предприятие - среднее для Белоруссии. Есть и получше.
Интересный факт - числится на предприятии 400 человек, но работает на полсотни меньше. Эти барышни в декрете. Их малыши скоро пойдут в детский сад в Бобовке, который полностью на балансе районо. Содержание в нем детишек обходится родителям недорого. Они оплачивают только 60 процентов стоимости питания - в переводе на наши денежки гривен пятьдесят в месяц. Раз в год детей вывозят в оздоровительно-реабилитационный центр, расположенный в том же Жлобинском районе. Платит за это государство.
Бобовка - не единственное светлое пятно на демографической карте Гомельской области. В Жлобинском районе - бэби-бум! В районном центре уже четыре года рождаемость превышает смертность. Во многом это связано с благополучием тамошнего Белорусского металлургического завода.
Когда проезжали по Бобовке, обратил внимание - почти все улицы заасфальтированы. Заглянули на дворик, где находится сельскохозяйственная техника. Механизаторы Бобовки не знают бед с латаными-перелатаными комбайнами и тракторам, и за три года этот парк у них обновлен почти полностью. Тут еще ютятся несколько старых ростовских «Донов», но остальная техника своя, белорусская, купленная на льготные государственные кредиты.
В общем, крестьяне из Бобовки на жизнь не жалуются и нам того же желают.
Детская деревня
Программа пребывания в Белоруссии украинских журналистов была весьма насыщенной. Времени на то, чтобы побродить по Троицкому предместью в Минске, посетить прочие культурные очаги в городах и весях, вникнуть в уличную жизнь во всех ее проявлениях, было до смешного мало. Но беглый осмотр в ходе редких вылазок на улицы Минска, Гомеля, Борисова бродяжек на них не обнаружил. Насколько соответствует такое впечатление реальному положению дел, поинтересовались на пресс-конференции у Александра Лукашенко.
«Вы знаете, у нас в Минске в принципе бомжей не осталось, - пояснил Александр Григорьевич. - Почему? Еще лет шесть тому назад были. Я поручил мэру Минска открыть учреждения. Ведь это ж больные люди в основном... И мы открыли центр, куда собрали всех этих людей: кого лечили, кого просто кормили и сейчас кормим, несколько десятков человек. У нас нет сегодня беспризорных детей, потому что мы этому уделяем очень серьезное внимание. Все дети у нас или в детских домах, или в «деревнях».
Мы все больше и больше ориентируемся на то, чтобы детей из детских домов забирать, строить 10-12 домов, деревню детскую, в определенном хорошем месте, и в каждый дом - по 10 человек разных возрастов и приемная мама. Вот 12 домов по 10 детей - 120 детей. Огромный детдом ликвидируется, а дети живут в семье, у них есть свой дом. Тут нам и немцы помогают, они опыт этот привезли. И я думаю, мы сейчас поручение правительству дадим строить такие деревни, где будем содержать этих детей, отобранных в том числе и у нерадивых родителей.
Родителей, законодательная база принята уже в этом году, которые бросают детей, если они не хотят сами работать и платить за своих детей, мы концентрируем в определенных местах и заставляем работать. Он должен за своего ребенка отвечать. А сажать детей на плечи государства никто не имеет права. Мы, конечно, забираем детей, если видим, что это необходимо. Нас тоже будут критиковать: а, вот тут «резервации» создают, чуть ли не тюрьма и так далее. Пусть что угодно критикуют, но такие мать (это не мать, во-первых) и отец - они должны работать на своего ребенка. У нас сегодня в детском доме стоимость содержания ребенка самое большое 130-150 долларов. Вот вдвоем пусть заработают и компенсируют расходы государству. Не хотят сами - заставим!»