Неизвестная Турция

По дороге в один из самых загадочных уголков земного шара - Каппадокию Как вам звучит: «Неизвестная Турция»? Да в такое не поверит ни один бывший «челнок», исколесивший турецкие базары в

Комментарии:

По дороге в один из самых загадочных уголков земного шара - Каппадокию
Как вам звучит: «Неизвестная Турция»? Да в такое не поверит ни один бывший «челнок», исколесивший турецкие базары вдоль и поперек в начале 90-х.

По дороге в один из самых загадочных уголков земного шара - Каппадокию
Как вам звучит: «Неизвестная Турция»? Да в такое не поверит ни один бывший «челнок», исколесивший турецкие базары вдоль и поперек в начале 90-х. Услышав это, иронически хмыкнет опытный украинский турист, традиционно выбирающий турецкое побережье для летнего семейного отдыха у моря. Тем не менее, это так. Есть еще места в Турции, где с удивлением смотрят на украинских гостей. Потому что они там в диковинку.
Группа украинских журналистов, в том числе и из «Николаевских новостей», отправилась в Турцию на поиски мест, куда почти не ступала нога соотечественника. И нашла их в Каппадокии.

alt


Город на воде
…Одесса уплывала от нас со скоростью в 15 узлов. Пассажиры теплохода «Южная Пальмира» сгрудились на корме и с тихой радостью смотрели на скрывающийся вдалеке родной берег: путешествие началось!
Выбор в пользу теплохода был сделан не случайно. Если уж прокладывать новые дороги, то все надо пробовать по-новому. Чартерами в Турцию летают многие, автобусные туры через Болгарию утомительны. А вот возможность комфортного морского пути появилась у наших соотечественников совсем недавно.
Теплоход «Южная Пальмира» компании «УкрФерри» начал курсировать по маршруту «Одесса-Стамбул» с апреля 2006 года и этим фактически положил начало украинскому морскому круизному туризму. Как позже объяснил журналистам пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины Александр Федоров, круизный туризм в нашей стране делает только первые шаги, в то время как на Западе ему отдают предпочтение до 40 процентов туристов. Преимущества такого отдыха очевидны: ты не привязан к авиа- или автобусному креслу, можешь свободно перемещаться, обедать за обычным столом, сидя на стуле, принимать душ, спать на кровати не скрючившись и даже заниматься спортом.
Если вы оказались в Одессе на выходные и решили прогуляться к причалу, вы первым делом обратите внимание именно на этот теплоход. Огромный белый город на воде, в котором с большим комфортом могут жить более полутысячи пассажиров. Он настолько большой, что наша первая экскурсия по палубам заняла хороших полчаса.
За те сутки, пока «Южная Пальмира» идет в Стамбул, вы успеете неоднократно посетить ресторан, сделать прическу в салоне красоты, отведать свежего пива в баре, послушать в музыкальном салоне живую музыку зажигательных одесских исполнителей, послушать восходящую звезду шансона - николаевца Анатолия Коржа, попытать удачи в казино, сходить на дискотеку в ночной клуб и даже взять урок восточного танца!
Считайте все вышеперечисленное своеобразным предупреждением. Дело в том, что за развлечениями время на теплоходе летит незаметно. И если довелось вам прийти в номер лишь под утро, то на следующий день можно проспать самое интересное - Босфор.
«Никогда я не был на Босфоре...»
Одно из известных стихотворений Есенина начинается именно так.
«Никогда я не был на Босфоре, ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, полыхающее голубым огнем…» - писал он своей Шаганэ, у которой, как теперь утверждают критики, глаза были не голубые, а карие, поскольку она была восточной женщиной. Тем не менее, поэт не ошибался в одном: если вы не видели Босфор, вы будете сожалеть об этом всегда.
Даже самые сухие фразы не в силах скрыть красоты этого зрелища. Как вам, например, такое: «Босфор - пролив между Европой и Азией, который соединяет Черное и Мраморное моря». Поэзия!
Первые «предвестники» легендарного пролива - корабли на нашем горизонте. Длинные крейсеры терпеливо ждут своей очереди на вход в узкий Босфор.
Пассажиры «Южной Пальмиры» закутываются в шарфы и выходят на палубу фотографироваться. Теплоход чинно вплывает в пролив. С этой минуты будьте особенно аккуратны - за любой мусор, выброшенный с палубы, могут оштрафовать.
Расстояние между берегами в некоторых местах составляет всего 700 метров! Берег справа - это Европа, берег слева - это Азия. Тут важно не перепутать, потому как сразу не распознаешь: на европейском берегу высятся мечети, а на азиатском - пятиэтажки, похожие на типичную застройку наших украинских городов.
«Южная Пальмира» осторожно приближается к берегу. В таком узком проливе этому гиганту как бы кого не раздавить. Но команда хорошо знает свое дело. Вы стоите на палубе и пытаетесь прочитать названия других кораблей. Что-то знакомое... Да ведь это же украинские грузовые суда! Несколько минут спустя вы уже слышите знакомую речь. Украинские моряки фактически первыми «встречают» вас в Стамбуле.
alt
Истанбул или Константинополь?

Впервые ступая на турецкую землю, каждый может представить себя в какой-то роли: Роксоланы, российского эмигранта, спасающегося морем от революции 1917 года, или даже самого Папы Римского Бенедикта ХVI, который побывал в Стамбуле как раз в дни нашего пребывания там. Этот город за свою историю повидал разных гостей…
Стамбул - уникальный мегаполис, в котором живет около 16 миллионов человек. В этом году он выиграл у Киева право стать «Культурной столицей Европы 2010 года», и, надо признать, это вполне заслуженная победа.
Административной столицей Турции Стамбул, конечно, не является, но в восприятии многих народов он останется столицей всегда - прежде всего, конечно, культурной, религиозной и торговой. Впрочем, греки до сих пор называют его Константинополем (столицей Византии), а в нашей литературе упоминают его как Царьград. Главный город, что и говорить.
Первое впечатление от Стамбула - это невероятная скорость перемещения людей, ощущение суеты, которая вообще свойственна Востоку (вспомните любой восточный базар). Но от этого всегда есть спасение. Лучше всего подняться на одну из обзорных площадок, в некотором смысле - воспарить над суетным миром и провести время, созерцая Босфор, мост из Азии в Европу, бесконечные минареты, которых так много, что они попадают в любой фотокадр… С первой минуты, как ты бросаешь взгляд на город, который лежит внизу, ты понимаешь, что уже любишь его всей душой.
Заторы на дорогах - серьезная проблема для всех водителей, хотя городская инфраструктура Стамбула развивается вполне европейскими темпами - быстро строят метро, роют подземный тоннель под Босфором, открывают хайвеи (скоростные трассы). Миллионы машин ежедневно выезжают на улицы города, несмотря на довольно дорогой бензин - около 2 долларов за литр.
Туристы, говоря о Стамбуле, прежде всего имеют в виду «пятачок», на котором расположены самые известные архитектурные памятники - мечеть Султан Ахмед (Голубая мечеть), Золотой Рог, Айя-София.
В Голубую мечеть нас пригласили на следующий день после того, как там побывал Папа Римский. Как объяснил гид, под названием «Голубая мечеть» в Турции ее не знает никто, но в туристических каталогах ее обозначают именно так. Своим названием мечеть обязана 200 тысячам голубых плиток, которые выстилают ее стены изнутри.
Мечети и храмы в Турции отличаются тем, что их практически не украшают внешне - только серый камень и правильные линии архитектурных шедевров. Никакого золота, краски, побелки. Однако внутри все восхищает взор входящего.
Зайти в мечеть не представляется сложным, однако все правила должны быть соблюдены: перед входом вы снимайте обувь и ступаете по теплым коврам. Эти ковры на полу под куполом имеют крупный прямоугольный рисунок, который определяет «границы территории» каждого молящегося.
Рядом с мечетью - собор Айя-София, который греки построили в VI веке. Колонны из зеленого мрамора они привезли из храма Артемиды в Эфесе, который поджег небезызвестный Герострат.
По преданию, посланцы киевского князя Владимира Красное Солнышко знакомились с христианской верой именно в этом храме. Побывав там, послы были потрясены красотой службы.
Спустя десятилетия после того, как крестилась Русь, Ярослав Мудрый завершил начинания своего отца Владимира - достроил в Киеве копию храма - Софию Киевскую - не то в 1017, не то в 1037 году.
Судьба константинопольской Софии сложилась иначе. В ХV веке турки превратили ее в мечеть, относясь, однако, довольно уважительно к старым фрескам. В 1935 году Айя-София была превращена в храм-музей, дабы избежать распрей между мусульманами и христианами.
Несмотря на запутанную историю Стамбул - очень толерантный город по отношению ко всем религиям и культурам. Есть даже такая шутка, что в Стамбуле построили не только мечеть «Айя-София», но и церковь «Эх, София» и синагогу «Ой, Софа».
Не меньшую терпимость Стамбул проявляет к чужим культурам. В портовом городе много иностранцев, на улицах можно встретить рестораны различной кухни, в том числе заведения быстрого питания, мало отличающиеся от американских или европейских. Здесь также жуют пиццу на улице и запивают «колой», как в любом большом городе Европы. Традиционный завтрак в виде хлеба, брынзы и оливок еще встречается, но уже реже.
А вот чай и кофе - действительно восточные. То, что мы называем «турецким кофе», подадут вам в любом заведении Турции. А крепкий чай пьют, как водку в России, - маленькими стопочками, но помногу.
altВосточные традиции сохранились и в ритме жизни. В Турции рано встают. В семь утра улица уже полна торговцев бубликами, которые пытаются удерживать свои корзины на голове без помощи рук. Темнеет здесь рано, поэтому поторопитесь осмотреть все достопримечательности до пяти вечера.

(Печатается
с продолжением)

Надежда Бендерчук