Про косилку-плющилку, Михаэля Шумахера и трактор «Беларусь»

Корреспонденту «Николаевских новостей» было чему удивляться на белорусской земле Гостя встречают по одежке, а страну - по пограничному пункту пропуска. Границу Белоруссии украинские

Комментарии:
Корреспонденту «Николаевских новостей» было чему удивляться на белорусской земле
Гостя встречают по одежке, а страну - по пограничному пункту пропуска. Границу Белоруссии украинские журналисты пересекли на пункте «Новая Гута» в Гомельской области. Впечатление еще то! Новенькое красное здание в несколько этажей больше напоминает загородный домик украинского олигарха, нежели обиталище пограничников.
Корреспонденту «Николаевских новостей» было чему удивляться на белорусской земле
Гостя встречают по одежке, а страну - по пограничному пункту пропуска. Границу Белоруссии украинские журналисты пересекли на пункте «Новая Гута» в Гомельской области. Впечатление еще то! Новенькое красное здание в несколько этажей больше напоминает загородный домик украинского олигарха, нежели обиталище пограничников.
За несколько минут до этого, прощаясь с Черниговщиной, мы покинули украинский аналог «Новой Гуты». Там, конечно, не обветшалые хибарки, но наш пункт выглядел бедным родственником в сравнении с белорусским собратом. Кольнула первая зависть.
Еще одно приятное впечатление. Белорусские пограничники, взяв наши синенькие паспорта на досмотр (в Белоруссию загранпаспорта да визы пока не нужны), возвращали… сразу по два. Вторым оказался паспорт Гомельской области. Под обложкой еще одной синенькой книжицы собрана всевозможная информация о регионе. Захотелось подержать в руках такой же «документ» Николаевщины.
Еще на границе были хлеб-соль и женский хор, прославлявший в песне труд хлеборобов. А затем последовало четырехдневное автобусное турне по гигантам белорусской индустрии и совхозам.

Гомельский комбайн
У меня Гомель всегда ассоциировался со спичками. Надпись «Гомельдрев» на коробке с этой продукцией неизгладимо въедалась в память каждого советского гражданина чуть ли не с пеленок. Однако, город славен еще и своим «Гомсельмашем». Здесь по-прежнему делают комбайны. Причем, полсотни за смену! Завод полностью находится в государственной собственности. 17 тысяч работяг производят до сорока наименований продукции: от зерноуборочных комбайнов до косилок-плющилок. 1991 год, который белорусы по политическим мотивам сильно недолюбливают, по объемам производства уже перекрыт. Среднестатистический труженик зарабатывает 350 долларов в месяц, но литейщики, штамповщики, сварщики, кузнецы - до тысячи. Директор по закону не имеет права получать больше четырех средних зарплат по заводу. То есть, приносит в дом ненамного больше того же кузнеца.
Из двадцати тысяч комбайнов, производимых на «Гомсельмаше» в год, белорусские аграрии покупают только три тысячи. Больше стране просто не нужно. Остальное идет на экспорт - в Россию, Венгрию, Словакию, Аргентину и далее по списку. Продажи в Украину в этом году резко упали - всего два десятка комбайнов. Причину первый заместитель генерального директора «Гомсельмаша» Иван Протуро указал лаконично: «Политика». Вообще, с Украиной у «Гомсельмаша» отношения неоднозначные. С одной стороны, три десятка украинских предприятий поставляют на «Гомсельмаш» половину всех комплектующих, а с другой… «Заказал у нас Херсон мосты для колес комбайна, мы сделали, а они оплатить не могут. Так год эти колеса и лежат», - сетует Иван Протуро.
С социальной сферой на «Гомсельмаше» все в порядке. Свои стадион, санаторий, бассейн, дом культуры. В заводских общагах народ живет бесплатно. Ежегодно «Гомсельмаш» строит для своих работников сотню квартир.
В общем, все неплохо. Одно насторожило: не только в цехах, но и в административном корпусе холодно - тепло экономят.

Жлобинский след Шумахера
Знакомство с городком Жлобин на Гомельщине началось с местного спорткомплекса. Под одной крышей разместились изумительная ледовая арена на две тысячи мест (местная команда рубится с киевским «Соколом» в открытом чемпионате Белоруссии), четыре тренажерных зала, сауна, бассейн, аквапарк и… гостиница на 500 мест. Неплохо для города с населением 70 тысяч человек.
Обошлось же это спортивное чудо в 38 миллионов долларов. 30 миллионов дал Белорусский металлургический завод (разумеется, государственный), остальные денежки - из областного и республиканского бюджетов.
Для города Жлобина Белорусский металлургический завод - «наше все». Тут работает 13 тысяч человек. Вместе с членами семей - почти весь город. Средняя зарплата на заводе 622 доллара. Сталевары, трубогибщики, прокатчики получают до 2000 долларов. Плюс премии. Попал на доску почета - 500 долларов, благодарность директора - 200. Потому не удивительно, что для жлобинского сталевара автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Кстати, автомобилей в Белоруссии хватает, в Минске даже «пробки» случаются. Но «шестисотых», «Бентли» и прочих крутых авто не сыщешь днем с огнем. Все больше «жигуленки», а если и иномарки, то, в подавляющем большинстве, дешевые и подержанные.
Но вернемся к «красным гигантам». По словам генерального директора БМЗ Николая Андрианова, завод работает строго по заказам и на условиях предоплаты. С украинскими заводами и наукой дружит, да вот таможенные пошлины на границе с Украиной больно уж высоки - не поторгуешь.
Заготовкой металлолома в Белоруссии занимается государственная структура. Частных пунктов приема металлолома тут нет. Воровства металла - тоже.
Социальные гарантии на Белорусском металлургическом на высоте. Вышел на пенсию - получи добавку к оной в 50-100 долларов (средняя пенсия в Белоруссии 120 долларов). Как и «Гомсельмаш», завод строит жилье для своих работников. Причем, 25 процентов стоимости квартиры труженик оплачивает сам, а 75 процентов завод дает в виде беспроцентного кредита на 15 лет. Квадратный метр жилья стоит в Жлобине 400 долларов.
Кроме того, 1700 детей работников завода каждый год бесплатно отдыхают… в Украине - в Сергеевке (Одесская область) и в Евпатории. Впрочем, подобное практикуется на большинстве крупных белорусских предприятий.
А напоследок любопытный факт: ультравысокопрочный корд для автомобильных покрышек, производимый на Белорусском металлургическом заводе, используется в болидах Формулы-1. Так что в победах Шумахера и Алонсо есть и белорусская лепта.

Мы на тракторе катались...
Трактор «Беларусь» - символ и визитка государства. За 60 лет в 126 стран было продано больше трех миллионов «Беларусей». Первый заместитель генерального директора Минского тракторного завода Петр Пархомчик, побывав недавно на Кубе, немало подивился тому, что по острову Свободы до сих пор колесят минские тракторы 60-х годов выпуска. Живуч «Беларусь»!
Ныне же завод (нужно ли говорить, что государственный?), на котором трудятся 24 тысячи человек, вновь переживает период расцвета. Каждые три минуты с заводского конвейера сходит трактор - в день 200, в год - 50 000. В отличие от комбайнов, Украина тракторы у минчан покупает - в этом году
5 тысяч купила. А что делать-то, в Украине сейчас тракторов выпускают в 30 раз меньше, чем при Союзе, в России - в 17. Кроме этих стран, «Беларусь» покупают еще 60 государств. А почему не покупать - стоят на треть дешевле, а качество, убежден Пархомчик, на уровне.
Средний возраст работников завода - 38 лет (четыре года назад - 46). Средняя зарплата 450 долларов.
По словам Петра Пархомчика, секрет успеха в том, что в трудные 90-е не дали разворовать на заводе то, что осталось от отцов и дедов. А теперь зарабатывают.
Последним «монстром» белорусской промышленности, который показали украинцам, стал «БелАЗ» в городе Жодино Могилевской области. У них тоже все в порядке. Треть мирового рынка держат! Карьерные самосвалы с кузовом на 320 тонн выпускают (колесо в три метра высотой видали?), с Австралией, Китаем, Вьетнамом, ЮАР торгуют. С Украиной, правда, напряженно было. Да вот недавно индус Миттал для своей «Криворожстали» самосвал жодинский прикупил. Еще поторгуем!
(Печатается с продолжением).