Президент Белоруссии Александр Лукашенко: Я привык, что меня обзывают «последним диктатором Европы»

Глава белорусского государства гордится тем, что ему удалось сделать для своей страны Многие украинские газетчики и телевизионщики в унисон с коллегами из прочих европейских держав давне

Комментарии:
altГлава белорусского государства гордится тем, что ему удалось сделать для своей страны
Многие украинские газетчики и телевизионщики в унисон с коллегами из прочих европейских держав давненько прикрепили к президенту Белоруссии Александру Лукашенко громкий ярлык - «последний диктатор Европы».

Глава белорусского государства гордится тем, что ему удалось сделать для своей страны

Многие украинские газетчики и телевизионщики в унисон с коллегами из прочих европейских держав давненько прикрепили к президенту Белоруссии Александру Лукашенко громкий ярлык - «последний диктатор Европы».

Мол, сябры в государственном ярме стонут, демократии никакой, совсем страна от европейских да американских рук отбилась. Неправильным путем идете, Александр Григорьевич!

Лукашенко подумал и решил: надо украинских акул пера в гости пригласить. Пусть своими глазами поглядят на достижения белорусского народного хозяйства и проинформируют братьев-славян, что же на самом-то деле у соседей творится. И вот на минувшей неделе десант из сорока украинских журналистов форсировал Свислочь и целых четыре дня колесил на автобусе по Гомельской, Могилевской и Минской областям. Любовался трактором «Беларусь», стрелял из пулемета «Максим» на «Линии Сталина» да смаковал драники - национальное белорусское кушанье - и корреспондент «Николаевских новостей». Об этом и о многом другом - в следующих номерах газеты. Пока же речь пойдет о пресс-конференции Александра Лукашенко, которую он дал для украинских гостей в минувший четверг в Национальной библиотеке Республики Беларусь. Трехчасовое (!) общение выдалось весьма интересным. Как засвидетельствовали коллеги из «Национального пресс-центра Республики Беларусь», такого открытого и эмоционального Лукашенко они, пожалуй, и не припомнят.

В своем вступительном слове президент заявил, что у Украины с Белоруссией нет таких разногласий, которые были бы способны разорвать скрепленные веками узы славянского братства. Лукашенко гордится тем, что в Белоруссии не развалили промышленные гиганты десять лет назад: «Мы не стали их делить на части и по частям приватизировать. Как видите, хоть и небогато, но мы живем, и все предприятия работают на весь народ, а не на кучку каких-то богатеев».

«Белорусы строят социально-ориентированное государство. Человек должен чувствовать себя комфортно там, где он живет. Не тратить время в очередях за справкой. Не знать унижений со стороны зарвавшегося чиновника. Просто и без волокиты решать любые житейские вопросы - будь то оформление наследства или получение разрешения на строительство своего дома», - сказал А. Лукашенко.

После этого Александр Григорьевич ответил на три десятка вопросов украинских журналистов. Попробую выделить ключевые моменты.

Итак, господин президент, на каком уровне находятся взаимоотношения Украины и Белоруссии?

- За три года прирост товарооборота - в три раза! Он составил 2 миллиарда долларов. У нас абсолютный паритет в экономических отношениях. Мы выпускаем в Украине большой спектр белорусской продукции - от тракторов, автомобилей до бытовой техники.

Что касается политики, то мы многое упустили… Виной тому не Беларусь. Мы просили бывшее руководство Украины определиться в отношениях. Нельзя из стороны в сторону все время «хістацца» и проводить неопределенную политику. Кстати, мы с вашим президентом несколько раз договаривались о встрече. То в Чернигове, то в Гомеле. Несколько раз. Но пока договоры остаются договорами, а встречи переносятся.

Насколько активный диалог Украины и США может повлиять на конструктивные взаимоотношения Украины и Белоруссии?

- Это хорошо, что у вас такие отношения с этим мировым гигантом. Но вы же знаете, что они хотят. Американцы прежде всего видят свои интересы. Если им что-то где-то не так, то эта «машина» начинает мять все по инерции. Это суть американской политики.

Выскажу свое мнение: я бы не стал так активно тащить Украину в НАТО, прежде всего потому, что внутри страны население к этому не готово. Я очень хорошо знаю положение в Украине, ситуацию и отношение к этому вопросу большинства украинского народа. Вступление Украины в НАТО может повлечь очень серьезные экономические последствия. Украина не такое богатое государство, а это может еще более ухудшить экономическую ситуацию.

Но куда бы ни вступала Украина - будь то НАТО, Европейский союз, как бы она ни строила отношения с США, я уверен, что во внешней политике всегда найдется место для отношений белорусско-украинских. Если мы пойдем на обострение отношений, то пострадают наши народы.

Каким образом повлияло охлаждение отношений с европейцами и с американцами на внешнеэкономические отношения Беларуси с ними?

- Повлияло - за три последних года с Европой мы прибавили в торговле в три раза! А с Соединенными Штатами Америки почти в два раза! Американцы по инвестициям занимают в Беларуси второе место после россиян. Это говорит о том, что политика политикой, но прагматизм в экономике в основе всего. Нормальный товар - покупают. Хотят с нами торговать - пожалуйста.

Согласен ли Александр Лукашенко с утверждением, что Белоруссия - это маяк для Украины?

- Мы только последние пять лет, может, даже и меньше, три года, активно начали приводить страну в порядок. Ничего выдающегося у нас нет. Мы просто те гигантские предприятия, которые были построены всем народом, не стали продавать с молотка.

Пять лет назад «Белшина» лежала в руинах. Тогда за комбинат предлагали 40 миллионов долларов. Трудно было сориентироваться. И модная идеология была: да, надо отдать частнику, государству надо уйти из промышленности, пусть там бизнес занимается. Но мы взяли другой курс - как бы ни было тяжело, мы будем поднимать свои предприятия. Потихоньку начали это делать. За «Белшину» сейчас дают цену до миллиарда 200 миллионов долларов! Но мы не собираемся ее и сейчас продавать, потому что вся продукция, которую выпускает «Белшина», востребована на рынках. Это одно из ведущих прибыльных предприятий.

Мы не против приватизации, но мы за приватизацию тех предприятий, с которыми сегодня государство не может справиться. А любое государство, в советские времена же справлялись, может справиться и сегодня.

Что-то мы взяли в Украине хорошее, что-то - в России. Но больше взяли в Китае. Я убедился, что главное - чтобы государство было управляемым. И нужна стабильность. Мы бы ничего не смогли достичь, если бы у нас в руководстве, во всей «вертикали» власти был разлад. У нас такого разлада нет. Дай Бог, чтобы так и дальше было, хоть нас и обзывают «диктатурой».

У Александра Лукашенко поинтересовались, будет ли зависеть процесс воплощения идеи объединения России и Беларуси от российской цены на газ для его страны?

- Главное, чтобы цена на газ в Беларуси и в России была одинаковой. В этом суть равных условий для субъектов хозяйствования. Если цены разные на энергоносители, если в Украине нефть российская за 300 долларов с лишним переваливает за тонну, а российские предприятия перерабатывающие получают нефть по 160 долларов - это равные условия? Точно так и у нас. Если реально существуют разные условия, скажите: о каком союзе можно вести речь?

Так что дело не в ценах, дело - в отношениях. Говорят, выгода должна быть какая-то для российского бизнеса. Тогда я говорю: мы тоже будем искать выгоду. К примеру, сто миллионов тонн груза передвигается из Западной Европы в Россию через Беларусь и обратно. Если взять по 10 долларов за тонну, сколько получится? Миллиард можно собрать - и нет вопросов с ценой на газ.

Каковы взаимоотношения президента Белоруссии и премьер-министра Украины Виктора Януковича?

- У Януковича корни в Беларуси. Деревня Януки, откуда он выходец, к которой он очень трепетно относится. Он, я знаю, еще в былые времена привел деревню в порядок, профинансировал какие-то там мероприятия.

Я очень хорошо знаком с Януковичем. Это прагматичный, профессиональный, сильный и знающий дело человек! Виктор Федорович по своим убеждениям - человек нормального толка, знающий, что такое Украина, что такое соседи, и понимающий, что товарооборот между Беларусью и Украиной в два миллиарда - хорошо, а в три - еще лучше. Вот что меня привлекает в этом человеке.

Не хотел бы Александр Лукашенко войти в историю не только как хороший хозяйственник, но и как человек, возродивший белорусский язык?

- Мы свой язык возродили. Когда были у власти Шушкевич и его команда, в вузах на белорусском языке сочинение писали 15-20 процентов. Сейчас, при Лукашенко, который якобы «препятствует возрождению беларускай мовы», у нас больше половины сочинений на экзаменах пишут на белорусском. Отличный результат! Но мы шли к нему спокойно. Не надо сегодня кричать о мове - надо не мешать людям разговаривать на том языке, на котором они хотят.

Что касается русского языка - это наш родной язык. Наш народ на референдуме в подавляющем большинстве проголосовал за двуязычие. Если вы считаете, что русский язык - это язык россиян, то это глубочайшая ошибка. У нас на этот счет четкий ответ: русский язык - это тоже наш язык.

Почему те, кто любит Александра Лукашенко, называю его «бацькой», а кто ненавидит - «последним диктатором Европы»?

- Что касается «бацька»... Я никак не реагирую, когда меня так называют. Меня совсем молодым «бацькой» называть стали, на второй год президентства. Видимо, за политику, которую провожу. Кого-то наказывал, и очень жестко, если видел несправедливость, если воруют, если растаскивают страну. Кого-то на руках носил. Ну, это, видимо, как хороший бацька, отец в семье - и кнут, но и погладит по голове, если хороший ребенок.

«Последний диктатор»?.. Ну, может быть, кому-то не нравится наша система государственного управления. Кому-то не нравится что-то хорошее, что мы сделали, потому что мы конкуренты. Ну, а больше всего желчи у Запада: ну как так, столько вкинули - сотни миллионов долларов! - рассчитывали на какие-то тут «джинсовые, тряпочные, оранжевые и прочие революции», но ничего не получилось! Поэтому начинают вешать ярлыки и обзывать. Я к этому привык.