13 ноября

Семь раз от(водо)мерь...

Свои потери николаевские жэки продолжают компенсировать за счет жильцов, у которых нет счетчиков потребления воды Электричество, газ, телефон, водопровод - коммунальный рай без хлопот и

Свои потери николаевские жэки продолжают компенсировать за счет жильцов, у которых нет счетчиков потребления воды
Электричество, газ, телефон, водопровод - коммунальный рай без хлопот и забот. Возможно, этот рай и существует где-то на Западе, но мы-то живем в городе Николаеве.

Свои потери николаевские жэки продолжают компенсировать за счет жильцов, у которых нет счетчиков потребления воды

Электричество, газ, телефон, водопровод - коммунальный рай без хлопот и забот. Возможно, этот рай и существует где-то на Западе, но мы-то живем в городе Николаеве. И не просто с коммунальными хлопотами, но и с огромными проблемами по части изношенности различных систем, с постоянно растущими тарифами. Рассмотрим для начала вопрос водоснабжения.

Немного истории. В 1994 году николаевцы оплачивали лишь 6 процентов себестоимости услуг водоснабжения и канализации. В 2002-м оплата за все те же услуги ГКП «Николаевгорводоканал» не покрывала их себестоимости, не говоря уже о рентабельности. После долгих судебных разбирательств было принято непопулярное решение о повышении тарифов на предоставляемые услуги. Результат не заставил себя ждать - желанная 4-процентная рентабельность. Тогда тарифы повысились в 2 раза: водоснабжение с 0,39 до 0,76 грн, а водоотведение с 0,12 до 0,39 грн за кубометр.

То повышение тарифов оживило предприятие. Но ничто не стоит на месте. В период с 1994 по 2002 годы руководство горводоканала, видимо, не учло, что нужно постепенно аккумулировать средства на реконструкцию и модернизацию сетей, а также корректировать тарифы в соответствии с повышением цен на электроэнергию. 41 процент тогдашнего тарифа на водоснабжение и водоотведение составляла стоимость электричества, за счет которого работают насосные станции. Вот и в 2004 году себестоимость кубометра воды превысила тариф.

Сегодня ситуация повторяется. С 1 октября за воду и водоотведение николаевцы платят уже по 1,98 грн. за кубометр. Понятно, растут цены на энергию и энергоносители. Но вопрос остается открытым: сколько еще будет «Николаевгорводоканал» резко поднимать цены? Как будто на таком солидном предприятии не существует никаких принципов плановой стабильной экономики. Ведь лучше экономически обоснованно поднимать тариф на 1-5 процентов, чем внезапно взвинчивать его в два раза и «кричать» о физическом износе основных фондов.

А что же жители? В 2002 году горожане отреагировали на повышение тарифов следующим образом. Абстрактный владелец квартиры тогда задумался: или платить 10,35 грн. с человека за нормативные якобы потребленные 9 кубометров воды в месяц, или устанавливать счетчик на воду и платить за реально использованную воду. Решение не заставило себя ждать. Откинув идею открывать у себя на дому литье стали и другие водоемкие производства (а на что еще было тратить 300 л воды в сутки на человека?), владельцы квартир установили 98143 счетчика в 2002 году, а в 2003-м число водомеров достигло 132 тысяч. Со временем все, кто тогда поставил нехитрый прибор учета, стали спать более спокойно. Остальные жители просто смирились с тарифами.

Ныне же, в период новых скачков тарифов, в том числе и на услуги водоканала, статистика свидетельствует, что в Николаеве наблюдается второй «водомерный бум». Эту же тенденцию отмечают и продавцы счетчиков на воду, планомерно повышая цены на них.

- Цена на водомер, как на холодную, так и на горячую воду, одинакова, - рассказывает Виталий, продавец сантехники на рынке «Колос». - За последние три недели я увеличил цену с 68 гривен за счетчик, произведенный в Луцке, до 75 гривен. Люди берут и будут брать.

Установка водомеров резко отразилась на водопотреблении всего города. В 2003 году горожане стали использовать воды на 30 тыс. кубометров в сутки меньше в сравнении с 2000-м.

Какова ситуация сегодня, специалистам сказать трудно. И во многом не из-за того, что сложно посчитать. Просто в Николаеве около 4 тысяч многоэтажных домов, из них 2,5 тысячи находятся в коммунальной собственности, в ведении жэков. Получается такая картина: водоканал установил на подъезд счетчик на холодную воду, в каждой квартире тоже установлен счетчик. В конце месяца у жильцов, к примеру, «натекло» 80 кубов, а по подъездному счетчику - все 90. Кто будет платить за утечку, усушку, утруску? «Хозяин» подъезда ЖЭК? Ан нет! Лишние кубометры делят на жильцов, прописанных в этом подъезде и не имеющих квартирного водомера. По крайней мере, ЖЭК, как всегда, никому ничего не должен.

А вот эту историю рассказала моя знакомая. В 2000 году в подъезде, где она проживает, был установлен общий водомер. Тогда Елена жила с мужем и исправно платила за те объемы воды, которые подсчитывали работники водоканала. В 2001 году в этой семье родились две девочки. А в 2006 году, когда муж пошел оформлять установку индивидуального водомера, этой семье насчитали 956 гривен долга. Мотивировали это тем, что родители в 2001 году не подали данных о рождении детей в водоканал. Начиная с этого года, им такой долг и насчитали. Получается, эти девочки задним числом, хоть и на бумаге, но все же потребили определенное количество кубометров воды в дополнение к показателям подъездного счетчика? А водоканал с легкостью получит лишнюю тысячу гривен только благодаря тому, что в справке о составе семьи стоит цифра «4» вместо «2».

Остается добавить, что счетчик на холодную или горячую воду в комплекте стоит 75 гривен, работа за установку - 50-70 гривен, подача заявления на опломбировку занимает 1-3 часа. И вы счастливый обладатель водомера. Срок окупаемости - чем больше человек в квартире прописано, тем быстрее. Приятного водопотребления!

Просмотров:
comments powered by HyperComments