Летучий (украинский) голландец

Яхта «Мрія», построенная на николаевской верфи по заказу покойного Кирпы, исчезла! Одно из самых резонансных дел прошлого года - о найденной яхте покойного министра транспорта Георги

Комментарии:

Яхта «Мрія», построенная на николаевской верфи по заказу покойного Кирпы, исчезла!
Одно из самых резонансных дел прошлого года - о найденной яхте покойного министра транспорта Георгия Кирпы стоимостью в 10 млн грн., - похоже, медленно «уплывает» в небытие. Во всяком случае, сейчас все выглядит так, что его раскрытие не только не продвинулось, а о яхте вообще забыли. Яхта «Мрія», построенная на николаевской верфи по заказу покойного Кирпы, исчезла!
Одно из самых резонансных дел прошлого года - о найденной яхте покойного министра транспорта Георгия Кирпы стоимостью в 10 млн грн., - похоже, медленно «уплывает» в небытие. Во всяком случае, сейчас все выглядит так, что его раскрытие не только не продвинулось, а о яхте вообще забыли.
Напомним, приблизительно полтора года назад тогдашний министр транспорта и связи Евгений Червоненко сделал громкое заявление: его заместитель, генерал-майор Николай Гордиенко, натолкнулся в Николаеве на почти готовую (приблизительно на 95%) яхту «Мрія-1» и после собственного служебного расследования выяснил: парусник строила компания «Николаевская малотоннажная верфь» якобы специально по указанию покойного нынче министра транспорта Георгия Кирпы. По данным замминистра, для изготовления этого судна «Укрзалізниця» и Львовская железная дорога перевели почти 10 млн грн. через ведомственный пансионат «Львовский железнодорожник», находящийся в крымском Судаке.
Заявление Червоненко тогда вызвало немалый ажиотаж. И, очевидно, немалый испуг среди железнодорожников.
Ведь из прозрачных заявлений руководства минтранса легко было спрогнозировать, что после полного раскрытия этого дела полетит не одна чиновничья голова.
Весной прошлого года в минтрансе официально сообщили, что материалы дела о найденной яхте уже переданы в министерство внутренних дел Украины, чтобы профессиональные правоохранители довели его до конца и выявили вероятно причастных к нему лиц. На «Укрзалізниці» и в структуре минтранса прогнозировались массовые увольнения. Тем более, что кроме строительства 10-миллионного кораблика, правоохранители «шили» транспортникам и немало других грехов. По данным «ВВ», уже тогда по фактам хищения и отмывания денежных средств в структуре минтранса было возбуждено более десяти уголовных дел и еще несколько - за превышение служебных полномочий отдельных должностных лиц.
В неофициальных разговорах железнодорожники чуть ли не прямо все «спихивали» на покойного начальника (Георгий Кирпа в свое время возглавлял и Львовскую железную дорогу, и «Укрзалізницю», а, став министром, только увеличил свое влияние на эти ведомства). Мол, всем известно, что все, что когда-либо делалось на любом из подразделений «Укрзалізниці», делалось исключительно по указанию Кирпы.
Официально же начальство «Укрзалізниці» избегало комментариев. А руководство Львовской железной дороги сначала уверяло, что им «ни о каких яхтах ничего неизвестно». Но вскоре их пресс-служба распространила информацию: парусник действительно строили, но исключительно по указанию Кирпы и «для нужд пансионата» (вроде бы на яхте собирались устраивать экскурсии для клиентов), ибо «на тот момент заведение не имело ни одного плавсредства». Вместо того, по официальной версии минтранса, львовские железнодорожники объясняли, что строили «Мрію», чтобы... зарабатывать на ней деньги «для потребностей пансионата», сдавая ее в аренду состоятельным людям. Хотя такая хозяйственная стратегия выглядела, мягко говоря, странной. Поскольку очень трудно представить, какие тарифы за аренду должны были бы устанавливаться для потенциальных клиентов «Мрії-1» и за сколько времени владельцам яхты удалось бы «отбить» те 10 млн грн., которые они израсходовали на строительство кораблика.
Параллельно, пока продолжались служебные расследования, в министерстве транспорта и связи уже подумывали, что же делать с подозрительной находкой после того как ее достроят. В частности, думали продать «Мрію» Кирпы на аукционе. Но когда приглашенные министерством эксперты-яхтсмены тщательно осмотрели парусник, то поставили не слишком утешительный диагноз: кораблик оказался плохо сконструированным и за него удастся выторговать максимум несколько миллионов. Поскольку в свое время железнодорожники забраковали почти готовую «Мрію-1» как недостаточно большую и комфортабельную и дали указание ее переделать.
Николаевская компания «перекроила» 20-метровое (в длину) судно, добавив к нему еще 4 метра. После чего смета строительства «Мрії-1» изменилась с 7,8 до 9,9 млн грн., а ее вид - на «вполне бестолковый» (по крайней мере, так в прошлом году объясняли в минтранссвязи Украины). Следовательно, как добрые хозяева, в министерстве решили: поскольку продавать парусник экономически невыгодно, то его лучше оставить у себя и, например... все-таки попробовать зарабатывать на нем деньги, сдавая в аренду богатым украинцам. Или же сделать яхту таким себе представительским местом для проведения разных важных встреч украинских должностных чиновников. Евгений Червоненко даже полушутя заявлял прессе, что думает переименовать «Мрію-1» в «Помаранчеву мрію».
Впрочем, переименовали яхту или нет и что вообще с ней сделали, узнать об этом сейчас маловероятно. Прошло почти полтора года с тех пор, как в минтрансе заявили, что дело передали МВД, изменилось руководство и на железной дороге, и в самом минтрансе, а о результатах расследования этого дела и до сих пор не слышно. Более того, теперь кажется, что дело о знаменитой «Мрії» пытаются «списать». О яхте удивительным образом просто забыли, даже в тех ведомствах, в которых еще в прошлом году так много и охотно о ней рассказывали.
Так, например, в минтранссвязи (а, собственно, из этого министерства впервые прозвучало заявление о найденной 10-миллионной яхте Кирпы и об активном расследовании этого дела) сегодня не дают никакой информации. Здесь посоветовали обращаться в морской департамент или же в МВД. «Моряки», услышав вопрос о ходе следствия относительно парусника Кирпы, вдруг вспомнили, что «руководство пресс-службы - в отпуске, а больше никто не уполномочен комментировать подобные вопросы».
В приемной Львовской железной дороги, во всяком случае не отрицали, что такое дело существовало, но традиционно категорически отказались давать комментарии по этому поводу и «отфутболили» к правоохранительным органам. Но наиболее оригинально отреагировали в министерстве внутренних дел, куда, если верить неоднократным заявлениям пресс-службы и руководства минтранса, еще в прошлом году передали дело «Мрії-1».
Работники пресс-службы МВД сначала удивились, что журналистов еще интересует такое давнее дело, и просили позвонить позже.
Очередная попытка «выбить» какую-либо информацию с работников минтранса закончилась советом для редакции «направить в министерство официальный письменный запрос». Вместе с тем они сознались: не факт, что в официальном ответе журналистов опять куда-то не переадресуют.

Ирина Горишная