Сорок лет на «горбатом»!

665-килограммовый автомобиль «Запорожец» еще колесит по николаевским дорогам Старый, всеми любимый герой анекдотов празднует свой юбилей - «Запорожцу» ЗАЗ-965, прозванному в народе - «го

Комментарии:
665-килограммовый автомобиль «Запорожец» еще колесит по николаевским дорогам
Старый, всеми любимый герой анекдотов празднует свой юбилей - «Запорожцу» ЗАЗ-965, прозванному в народе - «горбатый», - 40 лет.

665-килограммовый автомобиль «Запорожец» еще колесит по николаевским дорогам

altСтарый, всеми любимый герой анекдотов празднует свой юбилей - «Запорожцу» ЗАЗ-965, прозванному в народе - «горбатый», - 40 лет.

В 1863 году в Украине в городе Александров (так назывался до 1921-го город Запорожье) был основан заводик по производству сельскохозяйственных орудий. После Октябрьской революции он был реконструирован и расширен и в годы первых пятилеток стал выпускать комбайны. Во время Великой Отечественной войны был полностью разрушен, а после ее окончания восстановлен и переоснащен.

Разработка малолитражки началась еще осенью 1956 года. За образец взяли FIAT-600, наиболее удачный автомобиль этого класса. Немаловажным обстоятельством, предопределившим выбор, послужил тот факт, что данная машина была новейшей (ее выпуск начался в 1955 году), и что она наилучшим образом отвечала условиям массового производства того времени.

На советских заводах и в НИИ в 1955-1960 годах было спроектировано, построено и испытано немало опытных образцов микролитражек. Это позволило более четко определить требования к машинам сверхмалого класса. В то же время было принято решение о реконструкции комбайнового завода «Коммунар» в Запорожье и завода легких дизелей в Мелитополе, с тем, чтобы с 1960 года развернуть производство микролитражных автомобилей.

Модель получила официальное имя «ЗАЗ-965». По сложившейся традиции новую машину повезли показывать в Кремль. 18 июля 1960 года водитель-испытатель завода «Коммунар» А. Скидаенко провез Н. Хрущева вдоль здания Совета министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно. Хрущев остался доволен новинкой, назвав ее «хорошим подарком трудящимся». Цену на машину установили равной 18000 рублей в старом масштабе цен (до деноминации 1:10, проведенной в 1961 году).

«Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Справедливости ради следует отметить, что (особенно на машинах первого выпуска) нередко торсионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель перегревался. Но, несмотря на эти «детские болезни», микролитражка сразу же показала себя с наилучшей стороны в сельской местности, районах с плохими дорогами.

Ровно 40 лет назад, в 1966 году автомобиль подвергся рестайлингу. ЗАЗ-965А получил более мощный 27-сильный двигатель, с рабочим объемом 887 куб. см. Его отличали также рулевое колесо с утопленной ступицей, подфарники, смонтированные в крыльях (а не на них), декоративный молдинг вдоль боковины кузова, измененный заводской знак (вместо звездочки — прямоугольник), декоративная решетка на панели передка. На некоторых машинах, преимущественно экспортных, вдоль бортов шли блестящие молдинги!

Горожане быстро оценили в «Запорожце» его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова. Последнему качеству способствовало наличие только двух дверей, проемы которых не так ослабляли боковину, как на машинах с четырехдверными кузовами. И конечно, двигатель с отдельными цилиндрами, сравнительно легкий и простой в демонтаже, всегда удавалось быстро и без труда снять, отремонтировать своими силами «на кухне» и без больших потерь времени поставить на место.