Потрошители дна Черного моря

Черное море грабят, безжалостно потроша лежащие на дне суда. Воры месяцами готовят «вскрытие» нужного объекта, ведь для этого нужны ныряльщики-профессионалы, техника. Наемные спецы проникают

Комментарии:
Черное море грабят, безжалостно потроша лежащие на дне суда. Воры месяцами готовят «вскрытие» нужного объекта, ведь для этого нужны ныряльщики-профессионалы, техника. Наемные спецы проникают внутрь, отдирая иллюминаторы или прорезая дыры прямо в корпусе.

Черное море грабят, безжалостно потроша лежащие на дне суда. Воры месяцами готовят «вскрытие» нужного объекта, ведь для этого нужны ныряльщики-профессионалы, техника. Наемные спецы проникают внутрь, отдирая иллюминаторы или прорезая дыры прямо в корпусе.

Морские потрошители

Бывали случаи, когда, официально заручившись поддержкой силовых структур, состоятельные коллекционеры поднимали со дна большие объекты: пушки и даже легкие танки. Якобы для музеев. Естественно, все это потом исчезло бесследно. Но сильнее всего «золотая лихорадка» поражает дайверов-одиночек. Так, один из них до сих пор ищет потерянный несколько лет назад российский батискаф - корпус-то у последнего из титана. Грабители «метут» на небольших глубинах все подряд - от каменных грузил до монет, ядер и штурвалов, справедливо полагая, что на каждый товар есть свой покупатель. Некоторые выбирают суда, затонувшие неглубоко и в относительно безлюдных местах, и разделывают их на металл. Не брезгуют и боеприпасами, ведь тол по-прежнему пользуется спросом.

- Безусловно, Крым лидирует в стране по количеству случаев разграбления подводных памятников, - рассказывает директор Департамента подводного наследия НАНУ Сергей Воронов. - Обворовывают и демонтируют даже памятники, стоящие на государственном учете и включенные в реестр подводного наследия Украины. Вообще то, что творится в последние два года, можно просто назвать беспределом. И хотя охранных законов становится все больше, количество мародеров не уменьшается. В прошлом году в Каркинитском заливе разрезали целый эсминец! «Фрунзе» был не просто кораблем с боевым прошлым, а братской могилой.

И вот, представьте, частное предприятие из Николаева, не утруждая себя получением разрешений и вообще каких-либо документов, за считанные недели разделалось с легендарным судном. В нынешнем году была совершена попытка разграбления крейсера «Буг», затонувшего в 1922 году в Черноморском районе. Мародеры собирались также демонтировать пассажирское судно «Цесаревич Алексей» на мысе Тарханкут и поднять вооружение с немецкого транспорта «Santa-Fe». Между прочим, в 1943-м этот транспорт вез вооружение и снаряды. Мощный взрыв буквально разорвал его на две части. Возможно, и теперь на нем сохранилось оружие. Еще одна тенденция. Сегодня по Севастополю и Евпатории гуляют карты с верными и неверными координатами затонувших кораблей, снова и снова упорно возрождаются басни о сокровищах, которые они перевозили. На Донузлаве, например, пытаются найти загадочный транспорт, который якобы перевозил музейные экспонаты: картины, церковную утварь и вещи из крымских дворцов. В пути судно будто бы потопили бомбардировщики. Согласно легенде, море выбросило на берег кусок облачения священника. Позднее, как утверждают, военные нашли и транспорт, и стоящие на палубе ящики, но поднять их не смогли из-за того, что корабль оказался начинен боеприпасами.

Кстати. Охранять подводное наследие ученые намерены вместе с пограничниками, которым передали координаты всех подводных объектов. Отныне выход любого дайверского или другого судна будет согласовываться с пограничниками, причем с указанием конкретного места и квадрата, где тот собирается находиться.

Чемодан с теплохода «Ленин»

В начале июня погиб севастопольский дайвингист, опытный профессионал. Известно, что его наняла фирма, по официальной версии занимающаяся изучением грунта на дне моря. Но многие, знавшие погибшего, уверены, что одним грунтом дело не объяснялось. Парень совершал сложные погружения к одной из самых больших братских могил на дне Черного моря - теплоходу «Ленин», вместе с которым у берегов Севастополя в 1941 году на дно ушло от 3 до 4 тысяч человек. Вообще о «Ленине» готов рассказать всякий, кто хоть раз соприкоснулся с миром дайвинга. Ходят слухи, что в начале 90-х в Севастополе появился гражданин Израиля, который зашел в исполком, где поинтересовался, как найти людей, готовых спуститься к «Ленину». Судно отчалило из Одессы и было переполнено беженцами, в основном евреями. Среди них спасалось много людей, везших с собой ценности. Трюм корабля будто бы загрузили слитками металла - медью или бронзой. «Ленин» подорвался на мине (по другой версии, в него попала бомба). Так вот, приезжий из Израиля уверял, что на затонувшем судне плыл его отец с каким-то загадочным чемоданом. Папа спасся чудом, а вот чемодан утонул. На вопрос, что же в нем было, еврей только загадочно подмигивал: мол, всем хватит - и ему, и городу, и тем, кто отважится нырнуть к судну. Буквально до недавних пор «Ленина» спасала от разграбления только большая глубина, куда способны опуститься далеко не все профессионалы. Но ситуация грозит измениться.

- Я знаю две команды, которые рискуют погружаться так глубоко, - говорит директор дайвинг-клуба «Альфа» Наталья Крайнова. - Первая - из какого-то киевского университета, у нее очень хорошее оборудование и аппараты закрытого цикла с компьютерным управлением. Говорят, они подняли с «Ленина» серебряный сервиз. Вторая команда - загадочная фирма, которая вроде бы занимается изучением морского грунта. Да-да, та самая, что подрядила погибшего дайвингиста. Можно недолго гадать, почему вышеупомянутое судно оказалось на координатах места гибели «Ленина» - пограничники видели его именно там. А теперь таинственный корабль «нарисовался» в заливе Донузлав.

Денежки

Мародеры отлично знают, где и что искать. Так, на иностранных судах, затонувших во время Крымской войны (1853-1856), можно найти расписную фарфоровую посуду. За одну такую тарелочку коллекционер может заплатить от $100. Немецкие награды с кораблей, потопленных в период ВОВ, идут от $50 до $800. Личные вещи - часы, планшетки, очки и прочее - берут больше на память, но тоже могут сбыть любителям раритетов.

Сувениры с морского дна

Маленький полосатый катер «Румб» тихо покачивается на волнах. На палубе сохнут гидрокостюмы и шипят баллоны, которые проверяют перед завтрашним погружением. На горизонте легкие тучи.

- Ничего, может, дождя и не будет. А если польет, то… - Наталья Крайнова, директор севастопольского дайвинг-клуба «Альфа», задумывается. - Вообще-то хотели идти завтра на «Варну» (затонувший немецкий транспорт), но, если что, можно туда, где мелко. Или отправимся за сокровищами: есть одно местечко, где античное судно затонуло, - там на дне амфоры лежат. Для дайвингистов сокровища - это все, что можно увидеть собственными глазами на морском дне: обломок доски, бутылку или черепок. Новые находки документируют и снимают на видео. Времени на то, чтобы специально что-то искать и поднимать, у дайвингистов просто нет - оборудование не позволяет.

Эти обрывки газет и инструкций пролежали на морском дне со времен войны - действительно, бумага все стерпит!

- Фу-у, ну и вонь! - восклицает один из ныряльщиков и поспешно убирает от лица потемневший флакон. - А я предупреждал: пахнет не очень, видимо, морская вода внутрь попала! - капитан «Румба» Александр Крайнов осторожно надавливает на трещину, пересекающую пузырек сбоку. Много лет назад этот флакончик одеколона взял с собой в последнее плавание немецкий матрос, служивший на транспорте «Wolga-Don» - бывшем советском судне. Транспорт захватили германцы в самом начале войны и даже не стали его переименовывать. Но послужило оно им всего два года, а потом пошло на дно после торпедирования советской подлодкой. Одеколон еще утром лежал на глубине в несколько десятков метров, а теперь снова появился на белый свет. Ну чем не сокровище? Бутылка вина с «Wolga-Don», постояв несколько часов и стрельнув пробкой, тоже начала немилосердно вонять. Видимо, и здесь виновата морская вода. А как же тогда древнегреческие амфоры, в которых якобы находили сохранившееся вино?

- Не знаю, не знаю, - качает головой Александр Крайнов. - Мне лично амфора с содержимым ни разу не попадалась. А вот мой знакомый, капитан траулера, рассказывал, что они однажды подцепили сетями на большой глубине сосуд литров на 300-400. Распечатали и обомлели от божественного запаха! Там хранилось оливковое масло, которое за много лет «улежалось» до консистенции твердого мармелада. На судне рыбу не только ловили и перерабатывали, но и держали свою лабораторию. И та вынесла заключение, что найденное масло своих качеств не утратило! Знакомый распорядился закатать «мармелад» в жестянки, и его жена потом жарила на нем продукты. После таких рассказов легко поверить, что другие дайвингисты пили коньяк, найденный на немецких кораблях, и, высушив, курили табак, лишь слегка отдававший морской солью. …Мне кладут на ладонь кругленькую коробочку, и я пытаюсь угадать, что же это в ней такое полупрозрачное. Оказывается, презервативы! У каждого немецкого солдата была такая коробочка. После того, как пролежавшие со времен войны резиновые изделия извлекли и попытались надуть, они продемонстрировали полную непроницаемость. Все несколько минут молчали, пораженные таким качеством. А вот еще чудо - обрывки каких-то германских инструкций и газет. Правду говорят, что бумага все стерпит: столько лет пролежала под водой, а на ней легко можно и буквы разобрать, и картинки рассмотреть.

- К нам немец однажды приезжал, мы вот такие клочки достали, обступили его: «Франц, переведи!», - вспоминает Александр Крайнов. - А там фотография оказалась с текстом. Он переводит: «Наши победили!» Ребята тут как заорут: «Нет, наши!»

Призраки и Летучие голландцы

Один из любимых объектов дайверов - «Цесаревич Алексей», затонувший в 1916 году у мыса Тарханкут. На дно он опустился почти стоймя. По воспоминаниям очевидцев, корабль вдруг, как призрак, возникает из голубоватого полумрака. Вода прозрачная, видно отчетливо все, вплоть до резных перил на палубе. За мачты зацепились рыбацкие сети. Когда их колышет вода, кажется, что судно все еще продолжает свое плавание - настоящий Летучий голландец. Менее приятные ощущения вызывают погружения на суда, ставшие большой подводной могилой.

- На мысе Евпаторийский лежит корабль - охотник за подлодками, - рассказывает капитан «Румба». - Во время войны он затонул вместе с 70 членами экипажа. Дело было ночью, взрыв случился сильный, и судно сразу ушло под воду. Так на нем действительно не по себе: заплываешь в темные коридоры, помещения, и все кажется, что тебе в спину кто-то смотрит. Те же ощущения угнетают и на немецком транспорте «Варна», потопленном нашей подлодкой. Там тоже немало людей погибло. Глубина большая, полумрак… Когда попадаешь в каюты, мороз по коже от самой обстановки, оттого, что она осталась той же, что и при жизни команды. Светильники на стенах, умывальники, даже чайник на плите. Вот только человек, который его поставил, погиб шестьдесят лет назад. …Морю хватает нескольких лет, чтобы растворить человеческие кости. Правда, если корабль или сбитый самолет не ушли в ил, консервирующий останки. Поэтому кости среди обломков - верный признак того, что здесь побывали мародеры. Грабителей призраки не пугают: им нужно поскорее найти поживу, констатирует newsToday.